Язык Истины. Дорога к Богу. Статья №2.

Итак, нам предстоит решить задачу из разряда «иди туда, не знаю куда и найди то, не знаю что». Нам нужно получить «прививку от лжи».

Народная мудрость сохранила алгоритм поиска решения не решаемых задач. Сначала ищи мудреца, знающего ответы на все вопросы. Мудрец не даст тебе готового решения, зато укажет дорогу к Оракулу, каждое слово которого есть Истина. Оракул находится за тридевять земель, и дойти до него сможет лишь тот, кому помогает дух любви – без духа любви вообще нельзя отправляться в путь. На пути к Оракулу тебе предстоит пройти через двое врат. Первые врата способен преодолеть только храбрый и чистый сердцем. Но даже отчаянные храбрецы не в состоянии пройти через вторые врата, которые на самом деле являются зеркалом, отражающим твою истинную суть. Это зеркало высвечивает всю ложь, которой ты окутал душу. И тогда герой видит, что на самом деле он трус, пытающийся спрятать свой страх за агрессивной воинственностью, щедрый видит, что он жмот, пытающийся бороться со своей жадностью, раздаривая людям ненужные ему вещи, добрый и отзывчивый видит, что он страдает малодушием и безволием, пряча их за маской внешней доброты. Не в силах принять Истину, ты в ужасе отворачиваешься и бежишь прочь, так и не решив своей задачи, рассказывая потом всем, что она не имеет решения. Это ложь.

Живя в этом мире, человек вынужден играть разные роли, надевая на себя соответствующие маски. Забывая смотреть внутрь своей души, человек со временем начинает отождествлять себя с этими масками, воспринимая мир через призму играемой им роли. Только дети способны быть собой, потому что еще не выбрали роль и не укрепились в ней. С годами человек настолько забывает о своей истинной сути, что любая попытка увидеть себя в свете Истины вызывает ужас, так как возникает ощущение потери опоры под ногами, когда все привычные вещи вдруг превращаются в миражи, и ты понимаешь, что всю свою жизнь прожил в уютном самообмане. У человека есть выбор: увидеть и принять себя и мир такими, как есть, или продолжать верить в иллюзии. Почти все выбирают второе, закрывая себе дорогу к Оракулу, жалуясь на несправедливость окружающего мира, воюя с ним, перестраивая его. Это война с фантомами.

Но немало и тех, кто возжелал Истины. И богатый на иллюзии окружающий мир тут же подсовывает им целый букет учений, религий, техник, гарантирующих, что именно здесь ищущий найдет Ее – Истину. И вновь человек уходит в иллюзорные игры в полной уверенности, что он на пути к Истине.

Итак, на чем же стоят мудрецы? Например, основатели практически всех религий говорят почти одно и то же: «Познай себя», ибо «царство небесное внутри вас». «Убей в себе дракона», чтобы он не помешал духу любви перенести тебя через тридевять иллюзорных земель в твой внутренний мир, где тебя ждет Тот, кто является воплощением Истины. Не строй из себя совершенство – перед Богом все равны. Прими себя таким, как есть. Не обольщайся фантомами (мороком) Мары, разгляди Бога во всем, что тебя окружает. Разгляди Бога в себе.

Христос говорил притчами, Орфей рассказывал мифы, Крышень-Лель пел песни-сказки. Об Истине нельзя говорить сухим языком Логоса. Истину нельзя выразить словами, Ее нельзя понять – Истину надо почувствовать.

Человек наделен мозгом, состоящим из двух полушарий. Правое полушарие практически не отличается от полушарий мозга высших животных. Именно оно отвечает за распознавание образов, за умение видеть целостность мира и единство всех его обитателей, за способность строить обобщения, выделяя в разных явлениях природы нечто общее. Левое полушарие человеческого мозга принципиально отличает человека от животных. Именно оно отвечает за логическое мышление, умение анализировать внешний мир, раскладывая его на отдельные объекты. Именно здесь формируется словесная речь. Правое же полушарие не умеет оперировать словами, оно не понимает слов. Однако это вовсе не означает, что оно не умеет разговаривать. Языком правого полушария мозга является язык мимики, жестов, запахов, эмоций, инстинктов, рефлексов. Человек, в совершенстве владеющий этим языком, будет свободно понимать животных.

Давным-давно, когда человек еще не взбунтовался против породившей его природы, он умел разговаривать на языке животных. Знание этого языка дано нам от рождения. Только что родившийся ребенок уже знает, что такое боль и удовольствие, он чувствует когда кто-то рядом сердится или радуется, ему понятен чужой страх, он тонко улавливает эмоции, звучащие в голосах окружающих людей. Правда, в отношении языка правого полушария мозга не совсем корректно использовать слово «понимать». Это левое полушарие, расшифровывая знаки словесной речи, стремится понять заложенный в них смысл. Правое полушарие не умеет понимать, оно чувствует. Язык правого полушария – это язык чувств.

Ребенок легко и быстро совершенствует свои знания чувственного языка правого полушария мозга, и уже гораздо позднее он познает тонкости символьного (словесного) языка левого полушария. С годами человек оттачивает левополушарное мышление, оттесняя на задний план правополушарный способ познания мира. В результате чувственный канал информации постепенно слабеет, деградирует, чувственные знания теряют конкретность, становятся менее информативными. Теряя чувствительность, человек перестает понимать природу.

В современной науке принято считать, что наши предки когда-то давным-давно по своему невежеству и из-за страха перед враждебной природой придумали богов. Мы-то теперь умные и знаем, что никаких богов нет. А может мы просто разучились видеть их? Забыв язык природы, мы перестали воспринимать половину того, на что способны. Возвеличив левую половину мозга, мы отказались от богатства его правой половины. Добровольно ограничив себя в способах миропонимания, мы досконально изучили неживой мир, абсолютно утратив понимание того, что такое жизнь. Мы перестали видеть разумность природы и ее обитателей, потому что утратили способность мыслить на языке природы. И вот мы оказались в полном одиночестве, окруженные слепой, бессмысленной, жестокой средой обитания, не замечая буйства жизни и разума. Это напоминает безумие!

Так может быть, нам надо пренебрежительно отбросить все достижения логики, являющейся основой лжи, и все свои силы направить на развитие правого полушария своего мозга, то есть своей чувственности и интуитивности, гарантирующей нам единство с природой? Развив в себе в совершенстве чувственный канал познания мира, мы сможем увидеть, что вовсе не все экстрасенсы – шарлатаны и что наши болезни вовсе не являются неизбежностью, что можно, например, не изучая медицины, увидеть не только причины болезни, но и пути ее преодоления. Мы сможем понять, каким образом птицы предугадывают скорое окончание зимы и отправляются домой на север, когда там еще ничего не предвещает ранней весны. Мы сможем избежать катастрофы, вовремя покинув опасное место, или даже вызвать дождь, спасая природу от засухи.

Однако же не стоит обольщаться чистотой и невинностью правополушарного способа мышления. Правополушарное мышление не знает сомнений и компромиссов. Внутренняя уверенность в своей правоте, идущая из глубины души, не может найти логического объяснения, порождая в качестве последнего довода эмоциональный взрыв, доходящий иногда до агрессии. «Женская логика» правого полушария мозга нетерпима к «глупости» и «лживости» левого полушария, как с этой позиции видится формально-логический «бред». Надменность, раздражительность, воинственность – вот далеко не самые лестные качества правого полушария человеческого мозга. Именно эти качества отталкивают людей от адептов Прави, несмотря на их линейную прямоту.

Любой однополушарный способ мышления коряв и непригляден. Поэтому издавна в народе ценилась мудрость, которая в отличие от знаний (жнани – истина знаков, рассудочное, формально-логическое понимание мира) и виденья (видья – ведическое знание, умение ведать, видеть истину, интуитивно-созерцательное миропонимание) совмещает в себе оба способа познания, опираясь на гармоничное единство обоих полушарий мозга, не отвергая какую-либо из половин человеческой сущности.

Но как этого добиться, если эффективная совместная работа обоих полушарий мозга невозможна? Работая совместно, они лишь тормозят друг друга. Именно потому люди тяготеют к однополушарному мышлению, что, затормозив одно из полушарий, легче добиться успеха в деятельности другого. Поэтому сторонник Логоса сужает смыслы слов, устраняя из них логические противоречия, а вместе с ними богатство деталей и акцентов. А сторонник Прави замирает в медитации, добиваясь полного молчания мыслей, стремясь чувственно познать не выразимую словами суть вещей, достигая божественных озарений.

Тем не менее, Учителя человечества показывали, что гармония (согласие противоречивого, созвучие многоголосого) правого и левого в человеке возможна. Они же изобрели и способ передачи гармоничных знаний – сказку (миф, притчу).

Образный язык сказки-мифа-притчи ничего общего не имеет с точным и не допускающим противоречий языком Науки-Логоса, в котором господствует принцип Декарта: «Сужайте смыслы слов». Наука (Логос) предпочитает пользоваться терминами, которым даны четкие определения. Если определение какого-либо термина расплывчато и двусмысленно, то это вызывает раздражение ученых. Любое научное обсуждение какой-либо проблемы всегда начинается с определения терминов, которые будут при этом использованы. Чаще всего научные споры возникают не по сути обсуждаемой проблемы, а по поводу разногласия в определениях. Математическая точность – идеал логики.

Но сторонники Логоса забывают о принципиальной ограниченности формально-логического способа мышления – любая формально-логическая система знаний всегда разомкнута на внешний мир, из которого она черпает информацию, что утверждается теоремами Геделя. Ни одна формально-логическая система знаний не несет в себе Истины, так как способна порождать такие утверждения, которые, оставаясь логически верными, противоречат исходным аксиомам. Это значит, например, что талантливый адвокат может так построить свою речь, что маньяк будет выглядеть святым, а святой – сумасшедшим. Язык Логоса хорош при изучении механизмов отдельных явлений природы, но оказывается бессильным, когда вопрос касается целого. Именно к этой сфере относится вопрос о Боге.

Язык сказки-притчи, оставаясь языком знаковых конструкций, то есть языком Логоса, отличается своей образностью, фантастичностью, противоречивостью, нелогичностью, двусмысленностью и неконкретностью. Слушая сказку, человек невольно следит за логикой словесной речи. Но неожиданно эта логика прерывается каким-то событием, которое с точки зрения логики выглядит как полный абсурд (например, когда по дороге сам по себе катится куда-то кусок хлеба и при этом еще и разговаривает). Именно в этот момент человек на мгновение «проваливается» в особое чувственное состояние (психологи называют его пограничным, то есть где-то на границе между осознанностью и сном), когда рассудок не в силах преодолеть парадокса, пусть на мгновение, но отключается. Молчание мыслей способствует активизации правополушарной интуиции, которая фантастическими образами заполняет «разрывы логики». Следствие этого – просветление, то есть озарение внутреннего мира человека светом чувственного осмысления, которое невозможно выразить словами. При этом сама сказка приобретает второй план, а может и третий, и четвертый. Она становится объемной и многозначной.

Один человек, слушая сказку, видит, как двигаются персонажи. Другой смотрит глубже и наблюдает в сказке драму идей. Третий постигает Истину, открывая для себя законы мирозданья. Это касается любой гармоничной системы знаний. Поэтому, например, многие, кто читал Евангелие, пронизанное притчами Христа, отмечают, что с каждым новым прочтением им открывается новое понимание. К сожалению, над Евангелием уже поработали люди, не чуждые политики, а потому далекие от божественных озарений. Борьба с ересью, продолжающаяся в Христианской Церкви со времен ее основания до сегодняшнего дня, это еще и борьба за однозначное толкование Священного Писания, борьба против той самой многоплановости, двусмысленности и нелогичности, присущей языку Истины.

Современный человек разучился говорить на языке сказок. Привыкнув к четким формулировкам, мы рисуем персонажей сказок в виде конкретных людей или животных. Так, слушая мифы про богов, мы предполагаем, что когда-то на земле жили реальные люди, совершившие какие-то запоминающиеся подвиги, о чем нам поведали певцы, сочинившие про них песни, мифы, легенды и сказки. Позднее потомки обожествили этих героев. Однако вовсе не герои являются основой содержания сказок. На самом деле герои – это лишь выразители идей, о которых наши предки имели, по-видимому, больше представлений, чем мы. И если даже сказка и отражает какие-то происшедшие ранее реальные события, вовсе не они составляют ядро сказки, а драма идей, запечатленная в этих событиях.

Наш мир – это арена театра идей-богов. Некоторые спектакли, регулярно проигрываемые в этом театре, многократно повторяются в нашей реальной жизни. Отмечая эту повторяемость, люди выражали ее в сказках, где помимо изложения какой-то типичной последовательности событий, одновременно звучал еще и алгоритм наиболее оптимального способа поведения в данной типичной ситуации. Объявляя себя атеистами и отвергая реальность богов, мы отвергаем изученные нашими предками законы живой природы (по определению, закон природы – это устойчивая повторяющаяся последовательность явлений). Мы хвастаемся тем, что в совершенстве изучили неживую природу, однако забываем, что при этом ни на шаг не продвинулись в понимании Жизни, в чем преуспели наши предки. Мы настолько увлеклись борьбой с богами, отвергая их наличие, что перестали видеть очевидного – законов, управляющих живой природой.

Вот почему так важно вспомнить забытые смыслы слов. Каждое слово несет в себе некую идею, управляющую живым миром, являясь одновременно именем какого-то бога, точнее одним из имен единого Бога. У каждого имени множество оттенков, каждый из которых понятен только с позиций эмоционально-чувственного способа миропонимания. Поэтому смыслы слов нельзя выводить с помощью формальных законов этимологии, их надо чувствовать. Забывая смыслы слов, сужая эти смыслы, искажая их первоначальную суть, мы превращаем их в формальные знаки, изгоняя из них Бога. И тогда наши слова становятся ложью.

Сказка, рассказанная Учителями человечества, звучит примерно так. Дорога к Богу лежит через нашу внутреннюю вселенную – микрокосм, вглубь своего Я. Этот хрупкий мир не терпит лжи, являющейся способом существования фантомов (ролей) внешнего мира – макрокосма. Микрокосм – это страна-фантазия, в которой все говорят только на языке сказок, потому что Истина не знает другого языка и не понимает лжи. Вступая в святая святых своего глубинного Я, в свое подсознание, нельзя тащить в него лживые фантомы макрокосма. Поэтому у входа в эту страну стоит ангел, в руках которого зеркало, отражающее твою истинную суть. Имя ангела – Совесть. И только того пропускает ангел, кто, как ребенок, способен сбросить с себя все костюмы и маски и, обнажив свою истинную божественную суть, выйти из игры, в которую только что играл с полной отдачей.

Кстати, некоторые пытаются обмануть Совесть и, не снимая с себя масок, просочиться в страну чудес «с заднего крыльца». Это можно сделать, например, с помощью некоторых наркотиков и психотехник. Этот запрещенный прием наглядно демонстрирует, зачем нужен ангел-привратник – запрещенный вход в страну сказок разрушает ее. Такие люди, как правило, оказываются на больничной койке с поражением психики.

Все, что я здесь наговорил, есть ложь, потому что Истину нельзя выразить словами – Истину можно только почувствовать. Только приблизившись к Богу, можно ощутить себя купающимся в свете Истины. Он живет за тридевять земель и не каждый сможет дойти до Него, ибо дорога длинна и камениста. И это тоже ложь, потому что Он живет в каждом из нас – Он ближе, чем вытянутая рука.

Итак, дорога к Богу обозначена – надо идти вглубь своего Я. И как бы ни были лживы слова, это не страшно, потому что когда вы приблизитесь к Нему, вы почувствуете всю силу Истины. И тогда слова будут уже больше не нужны. А пока что будем говорить. Но говорить придется на языке сказок, что поначалу кажется непривычным. Придется вспомнить детство – именно через долину Детства лежит дорога к Богу.


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.