Игры разума. Дорога к Богу. Статья №6.

Представьте себе кукловода, управляющего одновременно несколькими куклами. Каждая кукла живет своей жизнью, имеет свой характер, разговаривает своим голосом. Увлеченные спектаклем, мы забываем, что за всем этим стоит всего один кукловод. На время спектакля душа кукловода как бы «делится» на несколько душ, ассоциированных с персонажами. При этом хороший кукловод забывает о себе и полностью перевоплощается в этих персонажей, причем одновременно во всех. Он может импровизировать, но каждый персонаж при этом должен оставаться самим собой, иначе зритель сразу почувствует фальшь. То есть, являясь «частью» души кукловода, душа каждого персонажа обладает определенной самостоятельностью, соответствующей его роли, его характеру. Таким образом, одним из наиболее удивительных свойств человеческой души является свойство «делимости»: оставаясь целостной сущностью, душа человека способна вмещать в себя множество относительно автономных сущностей. Подобное качество, но в более грандиозных масштабах, обычно приписывается Богу, который, оставаясь неразрывным единством, одновременно является множественностью автономных духовных сущностей, каждая из которых воплощается в самостоятельном живом организме, не теряя при этом органичной связи с исходной целостностью. В каком-то смысле кукловод является богом спектакля.

Особенность сознания современного человека состоит в его концентрированности. Концентрация сознания в одну точку называется вниманием. Кукловоду трудно переключать свое внимание с одного персонажа на другого. Это будет выглядеть фальшиво, если все персонажи будут замирать на то время, когда кукловод все свое внимание уделит только одному персонажу. Поэтому в отличие от обычного человека профессиональный кукловод должен выйти на новый, более сложный уровень сознания, «разложив» его на несколько центров внимания, или, в каком-то смысле, на несколько автономных сознаний. Нечто подобное делает и музыкант, играющий на музыкальном инструменте аккордами, да еще двумя руками, каждая из которых исполняет свою партию, особенно если в процессе исполнения он импровизирует. Таким образом, не совсем корректно говорить о «делении» души на несколько автономных душ, скорее это создание нескольких центров концентрации внимания в рамках единого сознания.

Говоря о Боге, можно представить себе некое суперсознание, которое однажды нашло алгоритм формирования в себе множества центров концентрации внимания, наделив каждый из них стремлением к самосохранению – эти центры являются нашими Я. Поэтому в мире не существует множества Я. Несмотря на видимое множество отдельных личностей, живущих в этом мире, казалось бы, отделенных друг от друга в пространстве и во времени, мы все информационно связаны в единое информационное целое. Это значит, что во всех нас живет одно Я на всех. Это вселенское Я наши предки называли Богом. Все мы являемся лишь центрами концентрации внимания единого суперсознания Вселенной, с помощью которых Бог познает Себя.

Конечно, это всего лишь одна из возможных моделей мира, причем вовсе не новая и вовсе не оригинальная. Об этом говорил Гегель, об этом же говорят веды древних ариев: «Едино то, что стало всем» (Ригведа). Однако представленная здесь модель сознания одновременно является и научной моделью, так как строится на основе теории информации, которая в свою очередь базируется на принципах естественнонаучного метода познания мира и продолжает традиции общей теории сложных систем. Против такой модели, вероятно, возразят физики, но они не изучают вопросов жизни и сознания, поэтому их мнение не компетентно.

С позиций теории информации весь мир представлен множеством телесных объектов, обменивающихся между собой информационными конструкциями, вся совокупность которых сливается в единое информационное поле. Именно в полевых процессах скрыта механика принципа целесообразности, лежащего в основе феномена разума. Физические поля, оказывающие силовые воздействия на помещенные в них телесные предметы, в этом смысле являются частными случаями единого информационного поля. Телесные объекты состоят из молекул, которые строятся из атомов, которые в свою очередь состоят из элементарных частиц. Природа элементарных частиц непонятна. Их материальная суть часто представляется в виде «облака вероятностей». Другими словами, вполне возможно, что они состоят из той же «материи», что и наши мысленные образы. Значит, элементарные частицы вполне могут оказаться элементарными фантазиями. И это единственная материя этого мира! Как говорили наши предки, видимый нами мир является не более, чем игрой фантазии – лила майи.

Какими бы абсурдными ни казались эти рассуждения трезво мыслящему материалисту, если он будет честен перед собой, то вынужден будет признать, что ни доказать это, ни опровергнуть их он не сможет, если, конечно, не считать доказательством осмеяние всего, что не укладывается в рамки его миропонимания. Как бы ни уверял нас материалист, что бытие первично, а сознание вторично, это всего лишь недоказуемая аксиома, которая почти безоговорочно принимается большинством ученых России, но не всего мира.

Даже если материалисты и правы, теория ролевых игр им не противоречит. В каком-то смысле каждый из нас, не осознавая этого, сам является кукловодом. Только ситуация оказывается в чем-то вывернутой наизнанку: кукла одна – это наше тело, а персонажей много – это те роли, которые мы играем в мире: человек, начальник, подчиненный, сын, муж, отец, пешеход, водитель, покупатель, сосед, друг, незнакомец, добрый, злой, веселый, грустный и т.п. Список этих персонажей велик и многообразен, если не сказать бесконечен. Например, в моем списке числится «человек, который несколько раз смотрел фильм «Белое солнце пустыни»», а также «тот, который любит кататься на велосипеде» и «тот, который не умеет водить машину». Каждый персонаж – это определенная идея, относительно автономный фрагмент моего субъективного мира, моей индивидуальной вотчины в общей стране Фантазии. Это ролевые маски, в которые облекается мое Я.

Надо отметить, что каждый персонаж моего внутреннего мира имеет свой характер, свое отношение к жизни. В чем-то эти персонажи похожи друг на друга, но иногда между ними могут прослеживаться существенные различия, порой доводящие меня до внутриличностных конфликтов. Все персонажи живут во мне своей жизнью, проявляя свой индивидуальный характер, даже если я этого и не осознаю. Обычно в каждый момент времени я усиливаю роль одного или нескольких своих персонажей. Остальные в это время уходят на задний план. Однако они не исчезают, их присутствие всегда ощущается во мне в форме определенной коррекции моего поведения.

Где-то в глубине души за всеми этими персонажами скрывается истинный кукловод – мое  Я (точнее мой центр концентрации внимания единого вселенского Я), лишенное ролевых масок, беспристрастный наблюдатель, волевой центр моей личности, управляющий всеми персонажами моего внутреннего мира, координирующий их доступ к единственной кукле – моему телу.

Человек склонен отождествлять себя с теми персонажами, которые населяют его внутренний мир. Однако все эти персонажи являются не более, чем игрой фантазии. Истинное человеческое Я находится за пределами страны Фантазии.

Представьте себе сказочную страну, разместившуюся в вашей внутренней вселенной. Выделите в себе некое характерное качество, придайте ему фантастический образ, наилучшим образом соответствующий этому качеству. Например, мудрость, скорее всего, примет образ седого старика с длинной бородой, жадность – образ скрюченного уродца с бегающими глазами, трусость – образ запуганного тщедушного человечка с трясущимися руками, храбрость – образ мускулистого героя с горящими глазами, стоящего с мечом в руке перед тьмой, безуспешно пытающейся напустить на него холодный страх. Не надо пугаться присутствия в себе всех этих качеств. Не надо обманывать себя, уверяя, что некоторые «некрасивые» качества в вас отсутствуют. Это неправда – в каждом человеке живет полная копия вселенной. В каждом из нас живет жалкий трус, но здесь же живет и отчаянный храбрец. В каждом живет подлость и предательство, но наряду с этим в каждом живет благородство и преданность. Выделите в себе как можно больше качеств и придайте им мысленно свои видимые образы. Вспомните, когда тот или иной персонаж становился вашим воплощением, когда все (или почти все) ваше внимание переключалось именно на него.

Подобная визуализация позволяет лучше понять себя, потому что все персонажи вашего внутреннего мира становятся видимыми. Вы сразу же почувствуете причины многих внутренних конфликтов, потому что некоторые персонажи будут враждебно настроены друг к другу. Но самое интересное состоит в том, что персонифицировав все качества своей души вы почувствуете, что все они ничего общего не имеют с вашим истинным Я, которое, подобно кукловоду, осознанно или нет управляет этими персонажами, играя в театре жизни какую-то ролевую комбинацию.

Зачем мы играем в эти игры? Ответить на этот вопрос можно на примере человеческого социума, являющегося частным случаем социальной формы жизни, то есть социального организма. Любой социальный организм состоит из множества живых существ, находящихся в сложных отношениях друг с другом. Кроме того, социум как целостный организм вступает в определенные отношения с окружающей средой. При этом жизнь социума во многом зависит от оптимальности его организации: чем более упорядочена структура социума, тем меньше сил требуется на поддержание его целостности и на противостояние давлению окружающей среды. Так, хорошо организованная волчья стая с четкой иерархией отношений может охотиться на животных во много раз превосходящих волка по силе, а синхронные движения рыб в косяке сбивают с толку крупных хищников. Оптимальная структура социума строится на системе социальных ниш. Социальную нишу можно назвать также ролевой нишей. Это определенная роль, образ, который можно охарактеризовать специфическим набором правил поведения. Оптимальный набор социальных ниш в каждом социуме формируется методом проб и ошибок. При этом удачные сценарии поведения закрепляются в организации социума, а неудачные отбраковываются. Со временем социум неизбежно находит оптимальный вариант структуры социальных ниш. Живые существа, из которых строится социум, должны занять определенные ниши, иначе они становятся изгоями, не интересными для социума. В некоторых социумах, например у муравьев, для того чтобы занять социальную нишу, требуются соответствующие изменения в строении тела (тело муравья-рабочего отличается от тела муравья-воина, и совсем не похоже на тело муравья-матки). Однако чаще всего достаточно характерных поведенческих изменений в соответствии с социальной ролью.

Человеческий социум требует от людей как телесных изменений, так и поведенческих (тело и поведение профессионального воина, как правило, существенно отличается от тела и поведения профессионального программиста). Однако человеческий социум оказывается намного сложнее известных нам природных аналогов. Структура человеческого социума пока еще не завершила своего формирования, поэтому она во многом еще непостоянна и аморфна. Это вынуждает каждого человека участвовать одновременно в нескольких структурах, играя в каждой из них соответствующие роли. Запутавшись в хаосе ролевых игр, человек начинает отождествлять себя со своими ролями, теряя из вида свое истинное Я.

Попробуйте очистить свое Я от ролевых наслоений! В восточных психотехниках это называется очищением сознания, в христианстве – смирением. При чем тут смирение? Дело в том, что очищенное сознание принимает мир таким, как есть, без соотнесения получаемой информации с ролевыми оценками. Играя какую-то роль в социуме, я неизбежно становлюсь судьей, проецируя каждое явление внешнего мира на шкалу «хорошо-плохо», или даже «добро-зло». Для разных ролевых (социальных) ниш эта шкала выглядит по-разному (что немцу – смерть, то русскому – закуска). Поэтому мир полон взаимного непонимания и страдания. Люди страдают из-за взаимных ударов и уколов, получаемых в драке, из которой они не хотят выйти. Они называют это жизнью. Да, нет – это не жизнь, это ролевая игра. Человек сросся со своими воинствующими персонажами (фантазиями) и страдает вместе с ними, уверяя, что это и есть истина жизни.

Многие религии мира призывают человека к очищению сознания. Очищенное от ролевых оценок сознание со стороны наблюдает за играми разума грезящих наяву людей, точнее персонажей, с которыми себя отождествили «спящие» люди, забывшие о своей божественной сути. Очищенное сознание не осуждает и не одобряет эти игры, оно наслаждается игрой фантазии, как человек наслаждается чтением книги или просмотром кинофильма. Очищенное сознание всегда находится в состоянии смирения, принимая мир таким, как есть, с восторгом упиваясь вселенской игрой. В христианстве это называется Благодатью Святого Духа. Именно в состоянии благодати находится очищенное от ролевых игр сознание.

Очищение сознания вовсе не означает, что проснувшиеся люди должны с презрением отвергнуть ролевые игры. В этих играх нет ничего постыдного. Как уже говорилось, без них невозможна жизнь социума. Но есть разница между играми людей, осознавших свою внутреннюю свободу, и людей, прозябающих в рабстве иллюзий Кощея и Мары – осознанная игра освобожденного разума лишена страданий. Более того, осознанная игра оказывается более продуктивной, чем игра порабощенного иллюзиями разума, так как освобожденный разум выстраивает свою игру осознанно, без внутренних напряжений, без осуждения других ролевых комбинаций, проигрываемых другими центрами концентрации вселенского Я: «Не судите, да не судимы будете» [Мф 7:1].

Что же требуется для того, чтобы освободить свой разум от ролевых наслоений вселенской Фантазии? Самое главное состоит в том, чтобы осознать свое право на внутреннюю свободу. Необходимо со всей очевидностью понять, что никто и ничто не запрещает нам быть свободными от иллюзорного ролевого рабства. Традиция, складывавшаяся на протяжении нескольких тысяч лет в силу господства левых религиозных учений, основанных на внутреннем рабстве и страхе перед Богом, сковывают нас по рукам и ногам, не допуская мысли о свободе. Сатанинский бунт против Бога тоже не ведет к свободе, подменяя одно рабство другим, еще более страшным. Чтобы сбросить с себя лживые оковы страха перед выдуманным Богом, надо всего лишь понять, что вы и есть Бог, ваше Я – это один из центров концентрации единого вселенского Я, которое находится не где-то там далеко на небе и даже не внутри вас, Бог – это вы. Кто посмеет лишить Бога права на свою свободу?

Как сказал один просветленный: «Вопрос вовсе не в том, почему не все люди просветленные, вопрос в том, почему подавляющее большинство людей не хотят быть просветленными?».  Бог – это маленький ребенок, играющий своими фантазиями. Любой человек способен вспомнить о том, что он – Бог. Но тогда игра утратит интригу, яркость ощущений, чувственную правду. Ведь если я знаю, что моя смерть – это всего лишь очередная иллюзия, что смерть знаменует лишь выход из игры определенной ролевой конструкции без разрушения созданного однажды центра концентрации вселенского Я, буду ли я так отчаянно цепляться за жизнь, как будто за порогом смерти меня ждет полное небытие? В конце концов, когда человек умрет, то, сбросив с себя кокон ролевых фантазий, он, конечно же, вспомнит о своей божественной сути, потому что опять вольется в единое целостное Я, не утратив при этом своей самости, своей особой точки зрения на Божественное Творение. Так надо ли лишать себя яркости ощущений, при жизни осознавая свое божественное начало?

Мы живем в очень противоречивые времена. Мы слишком увлеклись в своем забывании о божественной сути всех участников игры. Божественная игра приобрела темный оттенок и стала напоминать кошмарный сон. Кошмар – это не самая интересная игра. Бог устал от кошмара. Это говорит о том, что пора просыпаться. Для этого все больше и больше людей по всему миру отказываются от своего права на забывание о своей божественной сути. Начинается Великое Пробуждение. Никто никого не принуждает. У каждого центра концентрации вселенского Я есть право на выбор. Но тем, кто в своем подсознании уже созрел для того, чтобы проснуться, нужна помощь. Не так просто развеять грезы Мары.

Итак, вы готовы проснуться?


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.