Познай свой сон. Дорога к Богу. Статья №7.

В американском фильме «Матрица» присутствует один кульминационный сюжет: пробуждение спящего. Герою фильма дают две пилюли. Съешь одну пилюлю, и ты опять станешь как все, забыв о познанной тобой парадоксальности мира, купаясь в собственном самообмане и утонув в море иллюзий, требующих отдать им все твое внимание. Съешь другую, и все изменится, ты выпадешь из моря иллюзий и проснешься в реальном мире. Привычный мир перестанет существовать, он буквально разрушится у тебя на глазах, с очевидностью высвечивая всю свою иллюзорность. И ты познаешь истинную суть бытия. Что бы вы выбрали: истину или усыпляющую разум уютную фантазию?

Понятно, что сюжет фильма «заточен» под современного американца, не способного мыслить аллегориями, и требующего, чтобы бравый американский парень в очередной раз спас мир от врагов демократии. Законы жанра требуют довести идею до утрированного абсурда. Реальное пробуждение выглядит совсем по-другому, но в чем-то есть и схожесть. Возникает явное ощущение откровения, ты смотришь на мир, как будто видишь его в первый раз, как будто ты только что заново родился. Это не значит, что все фантазии мира рассеиваются, и ты выпадаешь в какой-то другой мир, другое измерение, другую реальность. Выход за пределы «Матрицы» – пробуждение – не приводит к «телепортации» в иные миры. Просто ты становишься зрячим, фантазии мира становятся видимыми, утрачивая гипнотическую власть над тобой.

Вспомните детство. Вот только что ты с упоением играл вместе со всеми в какую-то интересную игру, и у тебя была своя роль, но мама позвала домой, и ты выходишь из игры. Но, прежде чем убежать, поворачиваешься и смотришь на эту игру со стороны. Все те же дети, те же роли, те же страсти, но теперь ты сторонний наблюдатель и видишь не только детей и не только ролевые маски, ты видишь еще и то, что исполняемая каждым ребенком роль вовсе не является его истинной сутью. Ты знаешь каждого, кто участвует в игре, у них свои имена, не совпадающие с именами персонажей, в которых они играют. У них свои характеры, не совпадающие с характерами этих персонажей. Симбиоз человека и персонажа игры – это временная конструкция. Только что ты играл какую-то роль, был воплощением какого-то персонажа. Но ты вышел из игры, и теперь для тебя игра стала просто игрой, а ты стал сам собой. Теперь «бог игры» не властен над тобой и больше не требует, чтобы все свое внимание, всю свою душу ты отдал своему персонажу – ты свободен.

Слово пробуждение часто ассоциируется со словом просветление. Пробудившийся разум, сбрасывая с себя зомбирующее влияние иллюзий, начинает со всей очевидностью понимать, что ролевые игры, свойственные не только людям, но и всему живому миру, это не более чем иллюзии. Именно это понимание и рождает ощущение света, то есть просветления. Просветленный (видящий, зрячий) – это человек, научившийся понимать (видеть) иллюзорность игр разума, какими бы серьезными они ни казались.

Один человек (И. Калинаускас), описывая свое просветление, говорит: «С моей же точки зрения, просветление – это очень смешно <…>. Это как шутка, такой смех нападает. Может быть, это смех от того, что ты видишь все по-другому, и смешно от осознавания того, как ты раньше к этому относился. Сколько вокруг этого было нагорожено, а это так просто. <…> Я три или четыре часа смеялся вслух и еще столько же про себя, чтобы людей не пугать, и не мог остановиться потому, что передо мной всплывали все новые и новые вещи, не мысленно, а очень образно, в новом свете. И все было безумно смешно».

Представьте себе котенка, который выгибаясь дугой, яростно нападает на вашу руку. Он весь в игре, он не просто играет, он до глубины души поглощен азартом битвы. Он очень серьезен. Но все это умилительно и до слез смешно.

Вспомните какой-нибудь из своих снов. Во сне человек уверен, что он не спит. Я много раз задавал себе во сне вопрос, а не сплю ли я? Но ни разу не ответил на него утвердительно. Спящий разум не может критично оценить факт своего сна, какие бы фантастические сюжеты ни подкидывала ему богиня иллюзий Мара. Но иногда в спящий ум закрадывается сомнение, и ты начинаешь критично вглядываться в окружающий тебя мир. Это сомнение обычно приводит к тому, что ты просыпаешься. В том-то и особенность, если ты осознал, что видишь сон, значит, ты уже не спишь. Правда, при этом ты можешь еще на некоторое время задержаться во сне, продолжая осознавать, что вся окружающая тебя реальность – это фантазии мира снов. Это называется «проснуться во сне». Если при этом ты посмотришь по сторонам, то увидишь страну Фантазию во всей ее красе. Ты сможешь летать во сне по своему желанию, телепортироваться, создавать собственные образы и сюжеты, ты сможешь стать осознанным творцом сна. Но, как правило, ненадолго. Ты либо просыпаешься окончательно, либо вновь засыпаешь, теряя осознанность.

К сожалению, обычно мы являемся рабами сна, зомбирующего нас своими фантомами, которым мы верим, даже если они выходят за рамки нашего опыта. Например, когда я летаю во сне или дышу под водой, я вовсе не осознаю, что на самом деле сплю, я уверен, что научился летать или дышать под водой. Эта уверенность делает меня рабом сна. Только сомнение в истинности того, что я вижу вокруг себя, дает мне шанс на пробуждение.

И вот теперь пришло время задать глупый вопрос, а вы уверены, что прямо сейчас вы не спите? Конечно же нет, возмутитесь вы, я бодрствую. А вы уверены в этом? Если вы абсолютно уверены в этом, то вы спите непробудным сном.

Реальность мало отличается от сна. Человек живет в облаке своих фантазий, отражающих его отношение к внешнему миру. Это похоже на сон наяву. Небо голубое, ветер прохладный, девушка красивая, а у того человека злое лицо, мне нравится ходить пешком, но только если на дороге нет грязи и слякоти. Все это мое отношение к миру. Я невольно окрашиваю мир своим субъективным отношением к нему, забывая, что это всего лишь мои фантазии. Очень метко на эту тему сказал Зеланд: «Материальный мир один на всех, но конкретная реализация для каждого человека своя. Допустим, вы турист, и идете по красивому городу. Вы любуетесь достопримечательностями, восторгаетесь красотой архитектуры, видите цветочные клумбы, фонтаны, парковые аллеи, улыбающиеся лица преуспевающих горожан. В том месте, где вы проходите, возле урны остановился бездомный. Он так же, как и вы, находится в том же мире, а не в другом измерении. И все-таки, он видит совсем не то, что вы. Он видит пустую бутылку в урне; видит грязную стену; видит своего конкурента, который не успел к бутылке раньше и теперь думает, не отобрать ли; видит полицейского, скосившего подозрительный взгляд. Вы живете на одной линии жизни, а он на другой».

Мир один на всех, различно лишь наше отношение к нему. Даже когда мы, казалось бы, не спим, мы зомбированы этим своим отношением к миру, своими стереотипами. Но наше отношение к миру это не более чем фантазии, иллюзии, ничего общего не имеющие с этим самым миром. И чем больше мы уверены в том, что не спим и что мир есть именно такой, как мы его воспринимаем, тем сильнее это отупляющее рабство самообмана, заставляющее нас все свои силы отдавать бесконечной изнуряющей гонке в беличьем колесе.

Так что же нужно сделать, чтобы проснуться, какую пилюлю надо проглотить? Некоторые люди относятся к этому очень буквально и уверены, что может существовать некое средство – пилюля, проглотив которую они обретут просветление. Особенно много экспериментаторов такого рода появилось после книг Кастанеды о мистериях мексиканских шаманов, которые с помощью наркотиков погружаются в страну Фантазию. Но это, как правило, ведет вовсе не к просветлению, а, наоборот, – к фантазиям, которые с помощью наркотиков становятся еще более реальными, чем во сне. Разум при этом обычно вовсе не освобождается, а еще глубже вязнет в рабстве иллюзий. Правда, надо отметить, что сами шаманы, обладая особой отработанной веками техникой, с помощью своих мистерий познают тайны мироздания. Однако тем и отличается посвященный шаман от непосвященного наркомана, что он знает технику безопасности, а наркоман нет. Поэтому печальный итог большинства экспериментов с наркотиками всем известен – наркозависимость и разрушение разума и тела.

Существует, однако, и абсолютно безопасный, прямой и осознанный путь к свету. Этот путь связан с понятием пробуждения – добровольного отказа от уютного самообмана, дурманящего сонный ум. Именно к этому призывал Будда (Будда в переводе на русский язык означает проснувшийся, пробудившийся), к этому же стремятся и христиане, называя это состояние Благодатью Святого Духа, путь к которой лежит через смирение, то есть через отказ от уверенности в истинности своих иллюзий. Для этого существует и техника покаяния – не надо заниматься самобичеванием, но дай себе право на ошибку, признай за собой это право. Не строй из себя совершенство и ищи путь к истине, а не упирайся в собственном самообмане. Сомнение в собственной правоте дает тебе шанс на познание иллюзорности твоего виденья мира – шанс на пробуждение.

Итак,  человеку мешает пробудиться собственная уверенность в том, что он и так не спит, уверенность в истинности своих представлений о мире, отсутствие сомнений в истинности увиденного, услышанного, познанного. В христианстве это называется гордыней. Особенно ярко это проявляется у больных шизофренией. Шизофрения – это как сон наяву. Человек видит и слышит то, чего не видят и не слышат другие. Казалось бы, если никто не подтверждает твоего опыта, то стоило бы усомниться в истинности твоего виденья мира. Но шизофренику гораздо проще поверить в свою исключительность, или во всемирный заговор против него, чем в то, что у него галлюцинации. А чем здоровый человек отличается от шизофреника? Тем, что у него нет галлюцинаций?

Все, что мы видим, слышим, осязаем – это галлюцинация, соотнесенная с реальностью. С первых дней жизни человек учится соотносить реальные сигналы из внешнего мира, воспринимаемые органами чувств, с идеальными образами, которые формируются в его душе. Причем эти самые образы, по большому счету, ничего общего, кроме формы, не имеют с реальными объектами, от которых мы получаем информационные сигналы. Образы – это модели, реализованные на каком-то непонятном для науки мысленном (виртуальном) субстрате (носителе). Например, зрительный образ формируется, начиная с потока фотонов, падающих на сетчатку глаза, инициирующего в клетках сетчатки специфические химические реакции, которые кодируются электрическими сигналами. Получается что-то типа морзянки, которая по нервным волокнам передается в мозг, где каким-то совершенно непонятным способом все это преобразуется в мысленный образ. Этот образ по природе ничего общего не имеет с тем явлением, от которого испущен исходный поток фотонов. Подобие этих двух вещей присутствует лишь в форме явлений, суть которых (ноумен) принципиально различна. Одна и та же форма может быть придана разным по природе явлениям. Поэтому, изучая форму (а разуму доступно только это), невозможно понять суть явлений, о чем говорил еще Кант.

Вообще, все человеческое мышление – это не более чем модель мира. Как любая модель, она грубее и беднее оригинала. Модель может жить своей жизнью. Мы называем это воображением, фантазией – это виртуальная, образная модель, оторванная от оригинала. Все, что я воспринимаю непосредственно с помощью органов чувств – это модель, соотнесенная с оригиналом. Всю жизнь я учусь правильно соотносить между собой свои образы и явления внешнего мира. И однажды у меня возникает уверенность, что мир именно так и выглядит на самом деле, как выглядят мои образы, моя фантазия о нем. И я забываю, что это разные вещи.

Именно в относительной свободе образов и в оторванности их от внешних явлений кроется причина большинства наших заблуждений в оценке внешнего мира. Однажды я уронил темно-коричневую пуговицу на светло-коричневый пол. Это была пустая комната, и пуговица никуда не могла закатиться. Но я не смог ее увидеть. Ради эксперимента я минут пятнадцать искал ее, ощупывая пол руками – не могла же она исчезнуть! Я нашел ее посредине комнаты, она выделялась на полу так, что ее невозможно было не заметить. Именно в такие минуты начинаешь понимать, насколько несовершенно наше виденье реальности. Человек видит, слышит, ощущает только то, к чему он готов, точнее, чей образ он уже заготовил в своей фантазии. Человек не видит и не слышит того, к чему он не готов. И даже если ты по-честному стремишься к тому, чтобы увидеть и услышать нечто, выходящее за рамки твоего миропонимания, ты, скорее всего, не сможешь этого сделать, оставаясь в рабстве своих стереотипов, так как для этого нового у тебя нет привычных стереотипов. И только сомнение в собственной правоте и критичное отношение к себе помогает нам развеять гипнотический дурман фантомов Мары (иначе можно поверить, что ту пуговицу утащили потусторонние сущности).

Кстати, сомнение в собственной правоте вовсе не означает отсутствие уверенной позиции в отношении к миру. Сомнение и нерешительность – это разные вещи. Сомнение требует от человека критичного отношения к своим действиям, оценивая их с разных позиций (семь раз отмерь, один отрежь). Но после того как решение принято, сомнений быть не должно. Человек – это творец, и он имеет право на взвешенные решения, даже если кому-то они не нравятся.

Таким образом, для того чтобы пробудиться, нужны сомнения в истинности своего миропонимания, сомнения в своем бодрствовании. Какой бы удачной ни была образная модель мира – это всего лишь фантазия, имеющая далеко не полное подобие с реальностью. Пробудиться, проснуться – это значит увидеть эти фантазии со стороны и понять всю их наивность. В то же время, проснуться – это значит выйти на новое миропонимание, не окрашенное ролевой игрой живых существ, охватив единым взглядом всю панораму мировой игры.

И когда вы увидите со стороны всю иерархию вселенской Фантазии, вы почувствуете присутствие истинного Игрока, истинного Кукловода мирового спектакля. Более того, вы поймете, что напрямую причастны к Нему, что где-то там, в глубине души ваше Я перетекает в Его Я, и что на самом деле есть только одно большое Я, которое мириадами живых существ играет само с собой. И вы вспомните, что все это вы давно уже знали, но зачем-то забыли, и даже вспомните, зачем вы это сделали – чтобы сотворить захватывающий сюжет божественной игры.

Я – это неповторимое изобретение Бога. Локализуя часть своего божественного Я, Бог окутывает его пеленой условностей – правил игры. Изначально целостное облако неопределенности дифференцируется (дробится) на ветвящуюся иерархию ролевых фантазий, в глубине которых прячется истинный наблюдатель и игрок – божественное Я, всеми силами пытающееся забыть о своей божественности и создать иллюзию объективной реальности. Кстати, богиня иллюзий Мара – это тоже одна из фантазий Бога, в которой воплощено божественное Я, это инструмент для создания эффекта правдоподобия божественной игры.

Поэтому-то так трудно проснуться. Наше волевое усилие ничего не решает, потому что проснуться хочет только наш ролевой персонаж, а истинный центр нашей души, наше истинное божественное Я хочет продолжения игры. Лишь некоторым персонажам удается прорваться через пелену иллюзий, «вскрыть» кокон иллюзорного Я и «выплеснуться» в исходное целостное Я, ощутив себя Богом. В буддизме это состояние называется нирваной, что в переводе на русский язык означает Ничто, абсолютная пустота, которая одновременно является абсолютной полнотой. Это тот исходный материал, виртуальная реальность, из которой Бог творит актуальную Вселенную. Говорят, после выхода в нирвану человеческая душа выходит из игры, сливаясь с Абсолютом. Хочет ли этого сам Бог, или это всего лишь нежелательное следствие установленных Им же правил игры?

Существует ли способ «проснуться во сне», чтобы после пробуждения не выпадать из него, осознанно любуясь красотами страны Фантазии? Оказывается да. Все больше людей по всему миру пробуждаются без выхода в нирвану. Пробудиться – это значит осознать иллюзорность мира, освободиться от рабства фантазий и стать свободным наблюдателем и осознанным участником вселенской игры. Пробудиться – это значит со всей очевидностью увидеть истинного и единственного Игрока, понять свою органичную целостность с Ним, но не потерять своей локальной обособленности от Него, осознавая при этом всю иллюзорность этой обособленности. Познай свой сон, усомнись в собственной правоте, освободи свой разум и насладись вселенской игрой! Пришло время просыпаться.


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.