Суть русского язычества

Проще всего осудить то, о чем мы не имеем никакого представления. Так, в религиозных спорах достаточно весомо выглядят доводы тех религий, которые обладают хорошо проработанным и отточенным в логических противостояниях философским аппаратом. В частности, довольно уверенно в этом смысле сегодня держатся религии, вышедшие из единого иудейского корня, а именно: собственно иудаизм, христианство и ислам. Хорошо держит удар и буддизм, представленный богатым набором восточных философских школ. Именно эти четыре мировые религии, так или иначе, поддерживаются на государственном уровне, возможно, потому что сами они являются своего рода государствообразующими религиями, пропагандируя идею  государственности.

В этом ряду особняком стоит множество религиозных направлений, обозначаемых единым полупрезрительным термином – язычество. Не имея мощного философского обоснования, каждое из этих направлений оказывается в зоне жесткой критики (полузабытые мифы древней Греции в современной редакции вряд ли можно считать философией язычества). В полной мере это относится и к русскому язычеству, представляющему собой остатки древней ведической религии, которая когда-то породила целую гроздь религиозных культов, распространившихся по всей Евразии. Какими только эпитетами не награждают критики нашу древнюю религию: многобожие, идолопоклонство, сопровождаемое кровавыми жертвоприношениями, ворожбой, колдовством, поклонением злым духам, демонам и т.п. На этом фоне в качестве протеста против травли древних традиций появляются многочисленные неоязыческие секты, которые пытаются восстановить забытые ритуалы, вспомнить имена богов. На самом деле они создают новую религию, мало напоминающую ту, отголоски которой до сих пор живут в душе каждого русского человека.

Современная критика русского язычества ущербна, по крайней мере, по трем причинам:

1)    практически никто уже не помнит об истинном язычестве и его критика опирается на ошибочно интерпретированные факты;

2)    невозможно найти истину, если подходить к исследованию какого-либо явления с враждебной по отношению к нему позиции;

3)    в свете принципа дуальности мира объективная критика язычества, построенного на чувственно-созерцательном методе познания мира, невозможна с позиций абсолютно противоположного и доминирующего в настоящее время рассудочного, точнее, формально-логического способа познания, как невозможно математическими формулами описать такие вещи, как любовь, радость, вера и т.п., так как в чувственное познание не подчиняется законам формальной логики.

Современные критики язычества с готовностью повторяют выдуманные кем-то небылицы, ссылаясь на авторитетные научные исследования. В свою очередь эти исследования базируются на летописях, написанных теми, кто на протяжении многих столетий боролся с русским язычеством. Академические научные исследования на тему русского язычества зачастую напоминают, скорее, чей-то политический заказ, чем честный объективный анализ. История, как наука, может и опирается на факты, но интерпретация этих фактов порой в корне искажает истину.

Ярким примером подобного искажения является обвинение наших предков в кровавых жертвоприношениях своим богам, читая о которых поневоле приходишь к выводу о демонической сущности этих богов. Незнание культурных традиций народа, на которого проецируется современные фантазии в сочетании с исходной негативной оценкой его истории, не может породить ничего, кроме заблуждения. Так, смертная казнь, которая до сих пор еще сохраняется в современных цивилизованных странах (например, в США), при желании с успехом может быть интерпретирована как «жертва богу правосудия». Еще более кровавыми могут выглядеть «массовые жертвоприношения» в виде всевозможных мировых, освободительных, священных и прочих войн, если памяти о них придать определенный угол зрения. В качестве более изощренной системы жертвоприношений может быть представлена тюремная система, а также, например, система воспитания детей в духе патриотизма, любви к труду, стремления к успеху, что требует от человека определенных форм самопожертвования (чем не жертвоприношение?). Обвинить в кровавых жертвоприношениях Богу можно и католическое христианство, позволявшее себе сжигать еретиков на кострах «во имя спасения грешных душ», и православных христиан за казни старообрядцев. При определенном угле зрения все это есть разные формы жертвоприношений, иногда кровавых, а иногда и бескровных. В том-то и проблема, что интерпретация факта играет в истории порой существенно большую роль, чем сам факт. И от того, кто и с какими акцентами интерпретирует исторические факты, зависит наше понимание истории.

Поэтому одной из наиболее актуальных проблем истории России является проблема понимания истинной сути ее древней языческой культуры.

Автор данной статьи, будучи ученым в области естествознания и техники, то есть, не являясь историком, в то же время может смело отнести себя к представителям русского народа[1], интересующимся историей своих предков. Родители были верующими христианами. Родословная, подкрепленная фамильными генетическими особенностями, берет начало, по-видимому, от одного из коренных народов центра Русской равнины – меря, которого историки относят к угро-финским племенам, ассимилированным славянами-кривичами, пришедшими на эту территорию около тысячи лет назад.

Кто от кого произошел, и кто кого ассимилировал – это вопрос спорный. Так, диалект русского языка коренных жителей Ивановской области содержит как славянские, так и угро-финские, а также в меньшей мере тюркские корни и обороты. Скорее, произошло нечто подобное тому, что сегодня характерно почти для всех городов центра России, в которые приезжает множество представителей других народов, привнося в нашу жизнь свои культурные особенности, а правила русского языка диктуются из Москвы, по сути дела уничтожая местные диалекты. В результате формируется абсолютно новая синтетическая народность.

Приходится признать, что все это разрушает исконную русскую самобытность. Однако не все так печально. В соответствии с принципом подобия части и целого[2] жизнь народа аналогична жизни отдельного человека. Народы рождаются, развиваются, порождают другие народы и умирают, оставив о себе память в потомках. Так же как ребенок хранит в себе генетические черты своих родителей и прародителей, так и новые нарождающиеся народности несут в себе культурную память о тех народах-прародителях, чье слияние породило новую самобытность. Но также как человек, не уважающий своих родителей, не способен дать достойное воспитание своим детям, так и народ, не уважающий истории тех народностей, которые дали ему жизнь, не имеет будущего. Это еще один довод в пользу непредвзятого анализа особенностей русского язычества.

Наблюдая за процессом переписывания учебников истории, свершаемым на наших глазах, поневоле начинаешь сомневаться в объективности истории, как науки. Историю пишут победители. Поэтому неудивительно, что осуждение религиозных течений, которые не вписываются в русло господствующей политики, страдает однобокостью и субъективизмом. Поэтому верить в зверства наших языческих предков, успешно боровшихся за свою свободу с оружием в руках, но по некоторым причинам проигравших в информационной войне, следует с большой осторожностью. Победа в информационной войне, как это видно на примере современного общества, зачастую одерживается посредством откровенной лжи. Даже если эта ложь научно обоснована, она не становится после этого истиной.

Но если мы исключаем историков, то каким же образом тогда можно осуществить анализ русского язычества?

Человечество вовсе не является исключением из законов природы. Эти законы изучаются естествознанием, которое в отличие от гуманитарных наук превыше всего ценит принцип объективности. Об одном из основополагающих законов естествознания – законе подобия части и целого – мы уже говорили выше. Из этого закона, в частности, вытекает биогенетический закон: онтогенез (индивидуальное развитие особи) повторяет филогенез (историю эволюции вида)[3]. Следствием этого закона является тот факт, что любой живой организм, точнее, любая биосистема в рудиментном виде содержит в себе следы всех фаз развития данного вида биосистем. Это значит, в частности, что, несмотря на социальные и религиозные войны и запреты, несмотря на череду ассимиляций и депопуляций, следы истории любого народа органично вписаны в его культуру, создавая неповторимый самобытный образ, в котором воплощен дух народа.

Надо лишь внимательнее осмотреться вокруг, и мы на каждом шагу будем обнаруживать следы пронизанной язычеством истории русского народа.

Так, неисчерпаемым источником информации о нашем языческом прошлом является русский язык. Практически во всех исконно русских словах звучат забытые имена богов: Рабога (Рабох, Рабо, Раба), или просто Ра, или Рода, являющегося воплощением рождающего начала Бога (родить, радеть, растить, радовать, работать, разуметь, ура – русский боевой клич, и т.п.), Лабога (Лабох, Лабо, Лаба, Люба), или бога Эль, или Лады, или Лада, являющегося воплощением творящего начала Бога (ладить, слагать, сложный, любить, ласкать, ликовать, лик, лицо и т.п.), Свабога (Свабох, Свобо, Своба), то есть матери Сва, или Совы, являющейся воплощением Премудрости Божьей, данной каждому человеку (свой, свобода, совесть, совет, свет, святость и т.п.) и др.

Наши языческие предки были солнцепоклонниками. Именно Солнце являлось для них наиболее почитаемым воплощением Силы Бога в мире яви. У Солнца много имен, точнее эпитетов, каждый из которых отражает тот или иной его аспект, звучащий в современных словах русского и родственных с ним языков: Ра, Ро, Род, Рад – порождающий жизнь (рай, радуга, радость, робость, рано, заря, рот), Рас, Раз (раз, рассвет, раса, роса, рост, рос, рус, русский), Аз, Ас, Ос, Ось, Ост (аз, Азия, ас, основа, остов, ось, ость, кость), Вас, Вос (восход, восток, Василий, Василиса – солнцеликая), Яр, Ярило (ярость, яро – сильно, яркий, яровой), Жар, Вар (жарить, жрать – сжигать на жертвенном огне, жрец, а также рожь, ржавчина, рожа – красное лицо, варить), Гар, Гор (гарь, гореть, горе, гора), Хор, Хар, Шар (хор, хоровод, хорошо, хоронить, хранить, харчи, харя, шар), Кар, Кор, Цар (корь, кора, корона, краса, красный, король, царь), Кол, Коло, Кал (колесо, колобок, колдун, х(к)алдей, калить, калитка), Сол, Сил (соль, солнце, сила), Цол, Цел (цель, целый, целовать), Пол, Пал, Опал, Купала (палить, опаленный, полый, полный, опал, купаться), Бол, Бал (большой, боль, ball – шар), Гол, Хол (голый, голова, холм), Пер (Перун), Пра, Про (первый, перед, предки, пора, правда, то есть пра-веда), О, Око, Ого, Эго (око, окно, огонь, эго), а также Вышень (Всевышний), Вешень, Весень, Один, Едень (Единый) и др.

Нетрудно увидеть, что разные на первый взгляд имена являются лишь разными транскрипциями всего нескольких имен. Разные диалекты обогащали эти имена своими звучаниями. Поэтому, например, имя Ас, точнее Ath, рождает при переходе от одного диалекта (народа) к другому целую гроздь имен и новых слов: Атc, Отc, Ать, Ат, От, То, от которых происходят слова отец, тятя, тата, ата, бата (помните «аты-баты, шли солдаты…»?), батя, батыр, атаман и т.п. Возможно, также справедлив и переход Ат – От – То – Theos – Deus – Зевс.

Так как автор не является профессиональным лингвистом, то регулярно подвергается гневной критике за подобные вольности в интерпретации слов, сопровождающейся обвинениями в «народной этимологии». Так, например, академик  А.А. Зализняк, критикуя народную этимологию, говорит: «И вот мы уже слышим от любителей, например, что первый слог в слове разум и конец слова хандра – это имя египетского бога Ра (смех в зале). <…> В этой ситуации даже в рамках одного и того же языка практически всегда бывают случаи внешнего совпадения разных корней. Например, в русском слове пол (настил), половина, полый и прополка представлены четыре разных корня пол»[4].

Мой отец был безграмотным, читал по слогам, и речь его была насыщена диалектными оборотами. Так вот, под словом пол он понимал не только настил в доме, но и голую, точнее полую землю. Так его учил дед, а деда учил прадед и т.д. Раньше полы в домах были земляные. Вытоптанная земля в доме – это пол, прополотая земля в огороде – это пол, позднее словом пол стали также обозначать и настил в доме. В этом смысле слова полый и прополка имеют прямую этимологическую связь со словом пол. И вот когда профессиональный лингвист, ученый, академик уверяет, что здесь нет никакой связи, не приводя никаких доводов, кроме осмеяния, то у меня большее доверие вызывает мнение моего безграмотного отца, который никогда не занимался «народной этимологией», тем не менее, понимал смысл слов родного языка. Что касается египетского бога Ра, чье имя звучит в слове разум, то уместно вспомнить одно практически забытое слово, до сих пор сохранившееся в диалекте Ивановской области: рабаять, то есть работать. Ра-баять – баять[5] Ра, славить Рабога (работать = рабо(х)(т)ать – делать (ать) угодное Рабогу). В этом смысле разум – это ум, просветленный Богом Ра (Раз, Рас), хотя Египет тут действительно не причем.

Профессиональные лингвисты не признают языческих богов. Так, в этимологическом словаре русского языка М. Фасмера (перевод с немецкого) слово «лада» имеет следующее значение: «(м., ж.) «супруг, супруга», ладый «милый, любимый», др.-русск. лада «супруг» (СПИ), укр. ладо, лада «супруг, супруга» (о лжебожестве Лада см. Потебня, РФВ 7, 226 и сл.)»[6]. Если для признанного лингвиста немца М. Фасмера, который учит нас истокам русского языка, Лада является лжебожеством, то можно ли ждать от него объективно анализа? Хотим мы того, или нет, но Русь до сих пор хранит память о былом язычестве. И если в поиске истины кто-то, презирая язычество, не желает видеть языческой истории русского языка и русского народа, можно ли ему верить? Именно поэтому в недрах народа зреет протест против профессиональных историков и лингвистов, унижающих нашу память и гневно запрещающих нам даже думать или рассуждать о смыслах слов родного языка.

Еще одним источником информации о языческом прошлом древней Руси являются русские народные сказки, предания, обряды и т.п. Сказки передаются из поколения в поколение практически без изменений. Анализируя сказки, можно сделать ряд примечательных открытий. Во-первых, сказки хранят информацию об особенностях быта и нравственных ценностях наших языческих предков. Во-вторых, уклад жизни наших предков не претерпел принципиальных изменений и до сих пор сохранился, особенно в глухих деревнях. И главное, нормы нравственности наших прадедов принципиально не отличались от современных, и требования совести остались прежними. Песнь матери Сва (совесть), звучавшая в душе каждого человека, не изменила своего смысла. Почитание правды, презрение к кривде (лукавству), пренебрежение материальными богатствами и стремление к обогащению души, доброта и отзывчивость, отвага и смекалка – вот что ценилось в русском народе согласно сказкам. Что касается кровавых жертвоприношений, то они свершались лишь злыми людьми, осуждаемыми народом (как в сказке про Аленушку, в которой по мнению исследователей братец Иванушка превращается в жертвенного козленка), да всякой нечисти, которую мутило от русского духа. Судя по сказкам, народ не приветствовал кровавых жертвоприношений, а зло, требующее крови, было всегда. Остается оно и сегодня.

Конечно, не стоит вешать на наших предков венец невинности. Врагов били нещадно. Наверное, и пленных казнили. Может, и похуже чего было. Только к языческой религии это имеет мало отношения, так же как походы крестоносцев нельзя отождествлять с христианством. Религия – это связь человека с Богом, война и кровь – это результат демонического искажения человеческой сущности, которое присутствует среди представителей любой религии. Но нельзя видеть в истории своего народа только плохое. Нельзя строить изучение истории только на войнах, переворотах и примерах самодурства некоторых князей. Осуждение своих прадедов по силе не уступает родительскому проклятью, способного положить конец роду.

К числу источников информации о древнем русском язычестве можно отнести и народные традиции, и культурные особенности, и особенности миропонимания современных русских. Причем чем дальше от города, тем больше древних языческих наслоений несет на себе сохранившийся пока еще деревенский уклад жизни. Конечно, никто в деревне язычником себя не считает. Там и слово-то такое знает не каждый. Но знахари, колдуны и ведуны (ведьмы и ведьмаки) есть почти в каждом большом селе. Конечно, христианство во все времена боролось с проявлениями язычества, но язычество настолько глубоко пронизывает все стороны жизни и миропонимания русского человека, что вытравить его невозможно. Поэтому русское православное христианство в корне отличается от греко-византийского эталона, так как вобрало в себя элементы этой языческой культуры. Поэтому попытки «причесать» русское православие под западный эталон во все времена рождало либо раскол, либо саботаж.

Мы привыкли жить в условиях саботажа. Тайна «непонятной русской души» очень проста – русский человек живет своим умом и внешний закон, продиктованный кем-то со стороны, для нас не имеет определяющей силы и исполняется с готовностью только тогда, когда он совпадает с внутренним законом, прописанным в глубине души и звучащем в голосе совести. Хотя о Сове – символе мудрости – знает каждый, но о богине матери Сва уже почти никто не помнит. Но, как и прежде, независимо от того, считаем ли мы себя христианами, язычниками или атеистами, именно Голос Премудрости Божьей, песнь Матери Сва, точнее весть Совы – совесть – определяет мотивы наших поступков. Именно преступление против совести более всего осуждается в русском народе и обвинение в отсутствии совести является одним из наиболее неприятных.

Опираясь на эти источники информации о русской языческой культуре, а также на результаты самоанализа и опыт общения с русскими людьми (как правило, из деревни), некоторые из которых до сих пор осознанно хранят древние языческие традиции и знания, можно построить достаточно объективную картину, раскрывающую суть русского язычества.

Суть русского язычества состоит вовсе не в многобожии и не в идолопоклонстве. Обвинения в многобожии также беспочвенны, как и беспочвенны подобные обвинения в адрес христианства за признание существования ангелов и демонов. Бог (с большой буквы) един как для христианина, так и для язычника (русского), что и послужило главной причиной принятия христианства на Руси. Однако есть в язычестве одна существенная деталь, которая лежит в самой сердцевине этой религии – в любом явлении природы язычник видит проявление жизни и разума. Поэтому для язычника живыми и разумными существами, с которыми можно разговаривать, являются не только люди, и даже не только животные, деревья и травы, но и реки, озера, моря, леса, поля, горы, земля, небо, солнце, луна, звезды, а также, зима, лето, весна, осень, мороз, зной, дождь, снег, ветер, утро, вечер, добро, зло, радость, горе, болезнь, удача, неудача, покой, движение, словом, все многообразие окружающей нас реальности. Это не демоны и не ангелы, это проявления жизни, сотворенные (или порожденные) Богом. Они не плохие и не хорошие, они просто существуют в этом мире, выполняя, по-видимому, какую-то свою миссию, необходимую для существования вселенной. Они могут помочь человеку, если с ними договориться по-доброму, а могут и обидеться на него за недоброе отношение к себе.

В этом главное отличие язычества от религий, вышедших из иудейского корня, позаимствовав из него идею Единого Бога-Творца (Эль, Элогим, Элохим, Лохос, Логос). Признавая, что Бог един и неделим, язычник, тем не менее, различает отдельные аспекты (лица) Единого Бога. При этом помимо творящего аспекта – Лада (Ладей – делающий Ла, творящий), язычник выделяет еще и родящий аспект – Рода (Родей – делающий Ро, родящий). Поэтому сотворенные Богом-Творцом сущности вселенной хранят в себе Его Дух – Живу, что позволяет им быть живыми, то есть быть проявлением Жизни. Поэтому вопрос о делении мира на живое и неживое перед язычником не стоит – во всех объектах и явлениях окружающий реальности язычник видит присутствие Духа Бога.

На первый взгляд, это звучит непривычно и невероятно. Однако в недрах современной науки уже рождается понимание правоты языческого миропонимания. Так Вернадский писал: «В науке нет до сих пор ясного сознания, что явления жизни и явления мертвой природы, взятые с геологической, то есть планетарной, точки зрения, являются проявлением единого процесса»[7]. Кроме того, такие исследователи, как Дж. Бернал (1969) и М.М. Камшилов (1972), независимо друг от друга пришли к парадоксальному на первый взгляд выводу: жизнь как явление должна предшествовать появлению живых существ[8]. Признание нераздельного единства живого и неживого в рамках всей планеты легло в основу так называемой гипотезы Геи, согласно которой «организмы, особенно микроорганизмы вместе с физической средой, образуют сложную систему регуляции, поддерживающую на Земле условия, благоприятные для жизни»[9]. То есть сообщества живых организмов и среда их обитания развиваются как единое целое – живой организм. Автор этой гипотезы, Джеймс Лавлок, убедительно показал, что Земля обладает гомеостазом, то есть способна к саморегуляции, подобно живому организму. Но если Земля – это живой организм, то чем хуже Солнце? Мы до сих пор не в состоянии дать внятного определения феномена жизни и, тем более, разума. Не понимая сути феномена жизни, мы склонны относить ее в разряд случайности, присущей только Земле. Однако непредвзятый анализ показывает, что в рамках научного метода вполне реально обосновать положение о Вселенной, как едином развивающемся живом организме[10], все подсистемы которого, в том числе звезды и планеты – это живые существа[11].

Наши предки считали, что каждое проявление жизни обладает инертным материальным телом и духом, в котором реализуется энергичное и разумное начало. Материя (родственно со словом матерь) обладает женской сутью. Но, являясь основой жизни, она инертна (инь, джин, жин, жень, жена). И только мужское начало Бога – дух (ха, хай, х..й, хой, гой), соединяясь с материей, придает ей активность (эн, ан, ян, ван, хан, ган, жан, джан), энергию, способность к движению. Идея единства мужского (Бог-Отец) и женского (Бог-Мать) начал Бога в любом явлении пронизывает все язычество. Прославление жизни в слиянии мужского и женского начал лежит в основе большинства языческих ритуалов, в которых звучат эротические мотивы и которые современный человек зачастую воспринимает как проявление развращенности язычников.

Может быть, в древнем Риме и процветал разврат (хотя, возможно, это есть результат искажения истории в свете неприязни к язычникам), но на Руси разврата не было, если под развратом понимать сексуальные отношения, противоречащие природе человека. Об этом говорят дошедшие из глубины веков свадебные обряды, в которых до сих пор присутствует дух язычества. Если первый день русской свадьбы проходит под знаком почитания девичьей чистоты невесты, то на второй день действительно разыгрывается веселое эротическое представление, являющееся проявлением любовной магии, призванной обеспечить здоровое во всех отношениях потомство. Да, для язычества чужд дух пуританства и ханжества, ставящий вне закона любые упоминания о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной, считающий эти отношения грязными и греховными. Разве может чистый и невинный ребенок зародится в грязном и постыдном акте, о котором нужно лишь стыдливо молчать, проклиная себя за то, что ты вынужден в этом участвовать? Для язычника сексуальные отношения между мужчиной и женщиной святы, потому что они приводят к рождению новой жизни. Правда, говорить об этих отношениях с серьезным выражением лица не принято. В любом разговоре о сексуальной сфере жизни человека всегда присутствует смех, юмор, приколы и т.п.

Сейчас уже трудно восстановить все тонкости семейного уклада наших предков. Остается лишь анализировать особенности современных культурных традиций народа в совокупности со скупыми сведениями из истории. По-видимому, на древней Руси процветала мягкая форма матриархата. Мужчина не был унижен, он был воином, охотником, землепашцем и т.п., то есть защитником и добытчиком. Но домом управляла жена, точнее мать. Незамужние девушки сами выбирали себе женихов, которые всячески пытались им понравиться. Никто никого не принуждал. Взаимная любовь, как Божий дар, ценилась выше любви по расчету, которая на Руси до сих пор воспринимается с оттенком презрения.

Основной ячейкой общества была вовсе не семья в современном понимании, а род. Следы родовых отношений до сих пор сохранились в народе, особенно в деревнях. Ценилась супружеская верность, но структура сексуальных отношений была, по-видимому, более сложной, чем это предполагается в соответствии с традиционной формой моногамии. Остатки этих отношений до сих пор характерны для России в форме «тайной сети» любовников. Так как взрослые либо работали, либо воевали, то детей воспитывали, главным образом, дедушки и бабушки. Поэтому род приветствовал и воспитывал любого ребенка, рожденного от женщины, принадлежащей роду, не сильно утруждая себя вопросами о том, от кого она родила. Жену, изменившую мужу, камнями никто не забивал. Тем не менее, супружеская неверность не поощрялась и конфликты на этой почве были.

Читая учебники по древней истории, иногда удивляешься, почему наша сегодняшняя жизнь так разительно отличается от жизни наших предков. Неужели за одну тысячу лет мы изменились до неузнаваемости? В то же время, русские народные сказки, песни и предания свидетельствуют о том, что практически ничего не изменилось, особенно если рассматривать современный быт отдаленных деревень. Ответ прост – мы практически не изменились, а вот историки, по-видимому, подвержены фантазиям. Да, менялись орудия труда, частично менялся язык, менялась государственная и религиозная политика, но люди оставались теми же самыми, пронося через века особенности своей культуры, которая даже спустя тысячу лет после принятия христианства остается преимущественно языческой. Поэтому для того чтобы понять свою историю, надо просто посмотреть на своих современников и попытаться разглядеть в них характерные культурные особенности. И тогда, возможно, легенды о кровавых жертвоприношениях, приписываемых нашим прадедам, покажутся нам игрой чьей-то недоброй фантазии, которой мы поверили.

Вообще, вопрос о человеческих жертвоприношениях является одним из наиболее жестких доводов критиков язычества, наряду с вопросом о языческой сексуальной развращенности. И также как половая распущенность некоторых язычников, особенно князей, не характерна для народа в целом, так и к человеческим жертвоприношениям народ не имеет никакого отношения. Чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо более подробно остановиться на том, как наши предки представляли себе мироустройство.

В отличие от современных людей, чей способ познания опирается, главным образом, на рассудок, наши предки больше доверяли чувствам. Чувственно-созерцательный способ познания до сих пор сохранился на Востоке, где духовное совершенствование достигается не рассуждениями о бытии Бога, а медитацией, то есть сосредоточенном созерцании на фоне полного молчания мыслей (рассудка). Такая двойственность способов миропонимания связана, по-видимому, со строением мозга человека. Так, если левое полушарие мозга отвечает за рассудочную деятельность (анализ), то за умение строить обобщения (синтез) отвечает правое полушарие. Если западная цивилизация абсолютизировала левополушарный способ мышления, то на Востоке еще сохранилось провополушарное мышление. Находясь на границе между Востоком и Западом, русские смогли парадоксальным образом вместить в себя оба способа познания, что является нашей главной особенностью, непонятной ни Востоку, ни Западу. Гармония левого и правого, рассудка и чувственности дает нам возможность видеть мир во всей его полноте. 

Некоторые вещи невозможно описать в терминах рассудочного миропонимания, для которого характерно декартовское «сужение смыслов слов». Чувства не всегда удается выразить словами. Поэтому миропонимание язычника (русского) наиболее удачно выражает именно сказка, в которой помимо логики словесного изложения присутствует нелогичная (чудесная) составляющая, которая также несет информацию, постигаемую чувственным путем.

Согласно древнему языческому миропониманию, всю вселенную условно можно разделить на два мира – мир яви и мир нави. Мир яви – это наша физическая реальность, изучаемая современной наукой, то есть рассудочным путем. В отличие от науки язычество не ограничивает вселенную только явью. Параллельно с миром яви существует мир нави, являющийся, по большому счету, миром фантазий, точнее идей, духов, богов. Однако если современный западный человек склонен считать свои фантазии частью своего внутреннего мира, тайным субъективным порождением человеческого мозга, недоступным для окружающих людей, то для язычника мир фантазий (навь) подобно яви обладает статусом объективной реальности, в которой действуют свои законы, знание которых открывает простор и свободу.

С точки зрения язычника моя фантазия вовсе не является только моей фантазией. Живя на границе между явью и навью, человек способен воспринимать как объекты яви, так и образы нави (фантазии), являющиеся объективной реальностью. Если в бодрствующем состоянии человеческий разум практически полностью погружен в явь, то во время сна разум человека практически полностью погружен в навь. Современный человек преуспел в способах постижения мира яви, приобрел осознанность, отличающую его от животных – разум, но в мире нави он пребывает в неосознанном (неразумном) состоянии, подобно животным. Поэтому адепты язычества (ведуны) значительную часть своей жизни тратили на выработку навыков осознанных сновидений. Научившись осознавать себя не только в яви, но и в нави, ведуны использовали эти способности для систематического изучения законов нави подобно тому, как современная наука изучает физический мир яви.

О нави наши предки знали, пожалуй, больше, чем о яви. Множество русских народных сказок повествует вовсе не о героях, живших когда-то на Руси, а о законах нави. О чем говорят эти сказки? Например, о том, что Василиса – премудрая и прекрасная правительница человеческой души, несущая тебе весть от Бога – совесть, – способна стать твоим истинным Учителем и привести тебя к мудрости. Сначала ты видишь ее в образе уродливой лягушки. И далеко не каждый способен увидеть, что под кожей лягушечьей таится истинная красота и мудрость. Только вот похитил ее царь тьмы и невежества Кощей, живущий в самой глубине твоего подсознания. Смерть Кощея на конце иглы, где рассеянный ум концентрируется в точку. И охраняет ее змей о семи головах, способный опутать твой ум витиеватыми рассуждениями. И далеко не каждый способен освободить свою душу из тьмы лукавого царя мира теней и иллюзий.

Сегодня уже почти забыт ключ к образному языку сказок, повествующим о законах нави. Поэтому сказки воспринимаются образованными людьми как игра фантазии невежественных предков, поклонявшихся обожествленным ими силам природы. Но образованные критики крайне редко владеют техникой осознанных сновидений. Как можно критиковать то, о чем ты ничего не знаешь? Тот, кто овладевает техникой осознанных сновидений, как правило, перестает критиковать предков, потому что перед ним открывается необъятный мир, о котором мы знаем с детства, но с годами теряем связь с ним.

Одной из поразительных особенностей осознанных сновидений является тот факт, что во сне можно встречаться с другими людьми, вспоминая после пробуждения детали этого общения. При этом оказывается, что разным людям снился один общий сон, его можно вспомнить в деталях, сравнивая с рассказами этих людей. Это является одним из главных доказательств объективности мира нави. Но еще более поразительным являются осознанные сны, в которых люди встречаются со своими умершими родственниками, которые рассказывают о том, что после смерти душа человека уходит в мир нави, сохраняя осознанность. Поэтому адепты язычества не боятся смерти, так как они воочию видят те миры, в которые им суждено уйти в свое время. Язычник не просто верит в существование загробной жизни, он видит ее, знает о ней и осознанно готовится к своему уходу.

Навь населена не только душами людей. Здесь обитают души животных, растений и даже минералов. Кроме того, в нави присутствует сущности, которым трудно найти соответствие в мире яви. Они обладают той же природой, что и души, но с большей степенью абстрактности. Сегодня мы назвали бы их идеями. Наши предки называли их духами. Способность видеть духов природы, полученная во сне, позволяет ощутить их присутствие и наяву.

Человек способен разговаривать (точнее, общаться) с духами природы, постигая внутреннюю суть вещей – ид, идею. Но слова здесь бесполезны. Чтобы понять духов природы, необходимо чувственно слиться с ними, достичь единения по принципу подобия, погружаясь в особое чувственное созерцательное состояние, черпая ответ из глубины своей души. Только полное принятие мира, лишенное какой-либо рассудочной оценки и критики, дает человеку возможность видеть (ведать), то есть чувственно постигать истинную суть явлений природы. Так можно почувствовать душевный покой дерева, настороженность леса, удаль и озорство ветра, равнодушие зимы и сердечное тепло лета. Можно также почувствовать и боль разоренного муравейника, и тоску захламленной рощи, и страдание отравленной реки. Язык чувств не настолько информативен, как язык слов, но при определенной тренировке можно научиться не только слушать природу, но и разговаривать с ней. У духов природы можно попросить помощи. Однако в последнее время у них почти не осталось сил, и они сами просят о помощи.

Суть вещей можно попытаться изобразить привычными средствами, например, нарисовать, или вырезать из камня или из дерева. Тогда появляются идолы, точнее идеалы.

Вопреки распространенному мнению, русские язычники не поклонялись идолам и истуканам, также как христиане не поклоняются иконам. Идол (идеал), а также скульптура, картина, танец, песня, сказка и т.п. – это всего лишь человеческая попытка выразить идею. Идея – это божественное начало, дух, присутствующий во всех явлениях мира, наделенных жизнью. Идеи (духи) правят миром, но сами идеи рождены Богом Единым, сохраняя в себе Его присутствие. В любом творении рук человека и его ума воплощены идеи, воспринимаемы человеком из нави на уровне интуиции.

Греческое слово идея в древней Руси вряд ли употреблялось. На Руси пользовались такими словами, как дух или бог (с маленькой буквы). Тайна происхождения слова бог(х) теряется в веках. Возможно, оно родилось из подражания звукам грозы (бах). Здесь можно также выделить звук Х, который всегда ассоциировался с дыханием, духом, одушевленностью. Возможно, слово бог, точнее, бох обозначает божественное дыхание. Раньше это слово понималось не совсем так, как сегодня. Но ни в коем случае нельзя приписывать язычникам многобожие, так как духи (боги) и Бог (Один, Одень, Едень, Единый) – не являются тождественными понятиями. Можно, конечно, возразить, что язычники-солнцепоклонники отождествляли Бога Единого с Солнцем, но это верно лишь отчасти. Солнце ассоциировалось скорее с глазом, оком Бога. Но ни в коем случае Солнцем не ограничивалось присутствие Бога в этом мире.

Человек, как и все объекты вселенной, имеет двойственную природу. Человеческое тело целиком принадлежит миру яви, его дух – миру нави. Если телесная оболочка смертна и тленна, то дух бессмертен. Тело материально и инертно, дух (идея) – это живое разумное начало любой вещи. На пересечении миров яви и нави формируется душа, как продукт слияния духа и тела. Именно душа является хранителем человеческой личности. Душа способна обитать как в яви, порождая феномен разума, так и в нави, что знакомо нам по способности фантазировать и видеть сны. Когда гибнет тело, душа продолжает обитать в нави, ожидая и подготавливая свое новое воплощение в новом теле, или оставаясь навечно в садах Ирия-Рая.

Теперь можно вернуться к вопросу о жертвоприношениях. Слово жертва дословно означает творение жара. На жертвенном огне сжигались тела умерших людей. Так как после смерти душа тяготеет к своему разлагающемуся телу (особенно если она не достигла состояния осознанности в мире нави), кремация трупа позволяла полностью освободить душу. Не желая расставаться с умершим человеком, некоторые люди добровольно выбирали для себя участь жертвы. Например, из истории известно о существования культа добровольного принесения себя в жертву, распространенного среди воинов. Считалось, что если в бою погибал уважаемый всеми военачальник, то можно уйти в Валгалу (Ирий, Рай) вместе с ним. Это был шанс, который выбирали те, кто был уже стар и не был уверен, что сможет умереть в бою с мечом в руках. Уйти с умершим мужем могла также и его жена, если она того хотела. Никто никого не принуждал. Эта культовая сторона язычников обычно интерпретируется в сторону осуждения[12]. Но язычники не цеплялись за жизнь, как это принято сегодня. Зная о структуре мира нави, язычник не боится ухода, особенно если он гарантированно уходит в страну Солнца – Рай.

Однако историки говорят также о существовании кровавых культов, требующих жестоких человеческих жертвоприношений, совершенно не добровольных. Вполне возможно, что такие культы существовали. Но это вовсе не характерно для язычества. Любая господствующая на данный момент религия порождает своего антипода. И если религия зовет человека к любви и добру, то ее антипод, как правило, обращается ко злу. Так, в ходе борьбы против христианства в Европе родилось целая гроздь религиозных направлений, поклоняющихся Сатане, отрицающих все, что было ценным для христианства. Здесь также нередко практикуются кровавые, и даже человеческие жертвоприношения. Но никто же не отождествляет их с христианством! Также нельзя приписывать всем язычникам тех зверств, которыми славились культы поклонения злым богам. Эти культы никогда не находили поддержки у большинства людей. Нельзя судить о религии по делам тех, кто поклонился тьме.

С этим положением тесно связан еще один аспект критики язычества – обвинение в колдовстве и черной магии. Слово колдун = (к)халдей дословно означает служитель Солнца (Коло, Кали – Солнце; дун, дей – деятель), или солнцепоклонник. Так называли жрецов культа Солнца. Отрицательный оттенок это слово приобрело лишь в ходе религиозных информационных войн. Слово магия по одной из версий происходит от древнего индоевропейского слова маха = мага = мога – сила, мощь (например, как в современных словах махина, подмога). Синонимами этого слова могут выступать современные слова техника, технология, умение и т.п.  Магия – это способ деятельности, приносящий какой-либо полезный результат. Например, приготовление вкусной еды – это магия кулинара, умение обращаться с мечом – это магия воина, умение выращивать хлеб и овощи – это магия крестьянина. Главное отличие древней магии от современной техники состоит в том, что в любом явлении реального мира, в любом деле язычник видит присутствие идей-духов. Поэтому любое дело сопровождается общением с духами природы (нечто подобное происходит, когда современный автолюбитель называет свою машину по имени). Можно называть это суеверием, однако это работает. 

Существует и более высокая магия, дошедшая до нас из глубины веков. В подавляющем большинстве случаев элементы этой магии могут быть объяснены с позиций современной психологии пограничных состояний. Здесь много гипнотических техник, техник внушения, самовнушения и т.п. Но вершиной магии является осознанный выход в мир нави. Именно здесь душа постигает единство жизни, пронизывающей всю вселенную. Поэтому в магии нет ничего принципиально отличного от того, чем пронизана жизнь современного общества. Критикуя язычество, обычно вспоминают не просто магию, а конкретно черную магию, под которой понимается определенный набор психотехник, которые призваны получить какую-то выгоду помимо воли людей, а которых направлена эта психотехника. Так, характерным примером современной черной магии является телевизионная реклама, зомбирующая массы людей. У древних чародеев были свои приемы. Но также как нельзя обвинять всю цивилизацию в черной магии только потому, что некоторые ее представители используют запрещенные психотехники, так нельзя осуждать язычество за то, что в нем присутствовали элементы черной магии.

Язычество – это не совсем религия в нашем современном понимании этого слова. Язычество – это культура (культ-Ура – поклонение Солнцу), пронизывающая все миропонимание человека. Язычество – это способ организации жизни, цивилизация. Поэтому в нем присутствуют как светлые, так и темные стороны жизни людей. Нельзя осуждать своих предков за то, что некоторые из них поклонялись не свету, а тьме, также как нельзя обвинять современных христиан в существовании сатанистов. Это было всегда, это есть и сегодня. Надо уважать своих прадедов и учиться у них. Чему мы можем у них научиться? Умению понимать природу. Особенно это важно в наши дни.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как мир принимает какое-то новое непостижимое качество. С одной стороны, торжествует идея технического прогресса, дающего человеку силы, способные противостоять силам природы. При этом человек гордо заявляет, что «мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача»[13], и что весь мир существует во имя человека и для блага человека[14]. С другой стороны, мы наблюдаем антропогенное разрушение своей среды обитания, сопровождающееся изменениями климата и вымиранием видов живых существ, населяющих Землю, соизмеримым по масштабам с гибелью динозавров.

На проходившей в 1992 году в Рио-де-Жанейро Международной конференции ООН по проблемам планеты Земля особо подчеркивалось наличие двух расширяющихся пропастей, лежащих в самой сердцевине современного экологического кризиса: пропасти между человеком и природой и пропасти между богатыми и бедными странами[15]. И если вторую проблему решить теоретически можно, каким-то образом оптимизировав социальную структуру цивилизации, то о первой проблеме речь практически не ведется. Современное человечество во главе с прогрессивной западной элитой практически уверено в том, что природа существует лишь для удовлетворения наших растущих материальных потребностей, и что человек имеет право на безнаказанное потребление природных ресурсов.

Основная причина фатальной неизбежности надвигающейся экологической катастрофы состоит в том, что она внутри нас – мы перестали быть детьми природы, мы отвергли природу, мы отвернулись от нее, объявив ее своим врагом. И бесполезно говорить о безотходных производствах и о вложении денег в защиту природы, пока все наши устремления направлены на материальное обогащение. Отдельные мероприятия по охране природы, на которые возлагаются ныне надежды экологов всего мира, могут лишь несколько затормозить приближение катастрофы, но остановить ее они не в силах, потому что мы не понимаем сути феномена Жизни, принизывающей всю планету и всю вселенную, и ведем себя как паразиты, уничтожающие все живое ради своего временного блага.

Попытки некоторых ученых разгадать загадку Жизни, изучив природу целесообразности, царящей в мире, натыкается на мощное противодействие со стороны академической науки, которая исходит из аксиомы о самопроизвольном зарождении Жизни в результате действия «слепых» законов природы. Принцип детерминизма, проповедуемый академической наукой, не оставляет места для целесообразности мироустройства, так как отрицает возможность планирования будущего, без которого целесообразность невозможна (целесообразно – значит, сообразно с целью). У природы нет цели – так звучит один из главных принципов научного метода познания мира. В то же время надо быть абсолютно слепым, чтобы не увидеть целесообразности в живой природе[16]. Отрицание целесообразности еще простительно физику, но никак непростительно биологу, который на каждом шагу сталкивается с фактами целесообразного мироустройства.

Неумение видеть проявление жизни во всем, что нас окружает – это главный признак слепоты нашей цивилизации. Мы настолько увлеклись критикой своих предков, объявив их темными и невежественными, что сами становимся все более слепыми, хотя и называем себя просвещенными. Наши непросвещенные (зато просветленные) предки, умели видеть жизнь во всем, что их окружало. Неспособность увидеть мир глазами язычника вовсе не украшает современного человека, делая его примитивным в глазах язычника. Сначала цивилизованный человек отказался от природы, потом от Бога. Сегодня мы являемся свидетелями того, как нас усиленно толкают к тому, чтобы мы отказались от своей души, став холодными винтиками цивилизации.

Зверь пришел на Землю. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18). В библейские времена мудрость в Иудее оценивалась знанием священного писания – Торы. Во второй книге Паралипоменона сказано: «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, [было] шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» (Пар. 9:13). Так, может быть, метка Зверя, которая возлагается «на правую руку или на чело» (Откр. 13:16) – это печать наших забот о золоте, то есть о деньгах, материальных благах, к чему нас призывают идеологи нового мирового порядка? То есть «великая американская мечта» – это идеология Зверя?

В душе каждого человека Матерь Сва поет песню-совесть о Божественной чистоте человеческой души. Наши предки все свои поступки соизмеряли с этой песней. Современный цивилизованный просвещенный человек отказался от знаний своих предков, забыл про матерь Сва, перестал слушать голос совести. Пришли последние времена. Каждый выбирает сам, на чьей стороне он окажется на поле Армагеддона.

 



[1] Историки до сих пор не имеют единого мнения по поводу происхождения слов Русь, русский и т.п. Поэтому далее по тексту под русскими мы будем понимать то множество угро-финских, славянских и тюркских племен и народностей, проживавших на Русской равнине, современных потомков которых сегодня весь мир называет русскими. Под древней Русью мы будем понимать соответственно всю территорию проживания этих народов.

[2] Реймерс, Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). – М.: Россия Молодая, 1994. – 367 с.

[3] Реймерс, Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). – М.: Россия Молодая, 1994. – 367 с.

[4] Лекция А.А. Зализняка «О профессиональной и любительской лингвистике» на фестивале науки в МГУ 11 октября 2008

[5] В свою очередь слово баять происходит, по-видимому, из слов ба(х) = бох = бог и я(а)ть – делать, совершать. В этом смысле баять, значит совершать нечто божественное. Поэтому слово рабаять можно расшифровать и как баять (славить) Ра, и как делать (ять) нечто, угодное Рабогу. Смысл обеих расшифровок один и тот же.

[6] Этимологический словарь Фасмера. http://vasmer.narod.ru

[7] Вернадский, В.И. Живое вещество / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1978. – 358 с.

[8] Еськов, К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека / К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 312 с.

[9] Одум, Ю. Экология: в 2 т., пер. с англ. / Ю. Одум – М.: Мир, 1986. – 328 с.

[10] Тихонов А.И. Законы природы с позиций теории информации / А.И. Тихонов // Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2008. – 216 с.

[11] Тихонов А.И. Живая планета или поиск нового подхода к миропониманию / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2011. – 84 с.

[12] Известно воспоминание одного арабского путешественника, наблюдавшего на Руси «ритуал пытки жены мужем». Для этого он «раздевал ее до нага и хлестал по обнаженному телу прутьями». При этом данный ритуал свершался в невыносимой жаре, создаваемой от нагретых докрасна камней. Так пораженный араб описывал русскую баню, не понимая при этом, почему данная пытка нравилась жене. Когда кто-то из чужаков пытается понять тонкости культуры непонятного для него народа, ничего кроме осуждения ждать не приходится. Если бы русские бани не сохранились до сих пор, наши историки, вероятно, на основании данного «исторического документа» раздули бы целый миф о неимоверной жестокости древних русичей по отношению к своим женам-мазохисткам.

[13] И. В. Мичурин, «Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений», изд. 3-е, М. 1934.

[14] Из Введения к Программе Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), принятой XXII съездом КПСС в 1961 г.

[15] См. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года); Информационный обзор, – Новосибирск, Российская Академия наук, Сибирское отделение, 1992. – 62 с.

[16] См. Тихонов А.И. Живая планета или поиск нового подхода к миропониманию / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2011. – 84 с.


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.