Информационное поле

В прошлой статье был рассмотрен метод персонификации идей, лежащий в основе большинства религиозных способов миропонимания. При этом всем идеям, населяющим человеческую душу, ставятся в соответствие некие ассоциированные с ними чувственные образы, знакомые человеку по обыденной жизни. Чаще всего это антропоморфные (человекоподобные) образы, в которых в гипертрофированном виде присутствуют некие качества, выражающие суть ассоциированных с этими образами идей. Например, образом идеи мудрости может служить седой спокойный старик с длинной бородой  и проницательными глазами, образом идеи любви – юная красивая девушка, освещенная лунным светом.

Метод персонификации идей позволяет представить душу в виде своеобразной вселенной, населенной образными человеческими фантазиями. Древние греки называли эту вселенную микрокосмом, наши русские предки – миром нави. И если в слове «микрокосм» подчеркивается тот факт, что данная вселенная находится внутри человека в форме его личных фантазий, то в слове «навь» (не-явь) присутствует намек на то, что внутренние миры фантазий всех людей открыты друг перед другом, пересекаются друг с другом, образуя единую непроявленную реальность, населенную идеями-образами – страну Фантазию. В современной научной терминологии страна Фантазия называется информационным полем.

Главная проблема современной науки состоит именно в том, что она не признает факта объективного существования фантазий. Несмотря на то, что каждый человек знает о существовании фантазий, они не являются предметом науки, как будто их не существует вовсе. В то же время любой, кто пытался исследовать свои фантазии, особенно тот, кто знаком с феноменом осознанных сновидений, скажет, что, как и объекты физической реальности, фантазии подчинены определенным законам, ограничивающим их свободу. Например, тот, кто не умеет танцевать, едва ли сможет представить себе в деталях, как он танцует в своей фантазии. И наоборот, акробаты знают, что выполнить сложное движение поможет предварительная психомоторная тренировка, в процессе которой ты многократно мысленно оттачиваешь это движение. Изучение законов, управляющих миром фантазий – это предмет науки будущего.

Каким образом фантазии отдельных людей сливаются в единую объективно существующую целостность? Для понимания механики данного процесса вовсе не обязательно привлекать дополнительные мистические категории. Достаточно воспользоваться положениями теории информации и психологии.

Произвольно или неосознанно все люди обмениваются информацией разной природы в форме слов, восклицаний, мимики, жестов, непроизвольных движений и звуков, касаний, запахов и т.п. Информация представляет собой массив (систему) знаковых (символьных) конструкций. Каждому знаку (символу) соответствует какой-то смысл, то есть образ в мире фантазий данного конкретного человека. Дешифровка информации состоит в построении образной (смысловой) конструкции, соответствующей фиксируемому человеком массиву знаков, поступающему из внешнего мира через органы чувств. Причем осознанность вовсе не является необходимым условием работы дешифратора. Более того, основной объем информации обрабатывается на неосознанном уровне.

Если я являюсь обладателем какой-то идеи, то она требует от меня реализации, выражения, независимо от того, осознаю я это или нет, помню я об этой идее (осознанно) или нет. В мире людей самым простым и наиболее распространенным способом выражения идеи является ее словесное описание. Как правило, идею невозможно выразить одним словом, обычно для этого требуется целый рассказ. Но и этого мало – для более полного выражения идеи требуется подкрепление ее жестикуляцией, мимикой, интонацией и т.п. Помогает музыка, живопись, архитектура. К оригинальным способам выражения идей можно отнести парфюмерию и кулинарию. А вот любовь между мужчиной и женщиной наиболее полно выражается на языке тактильных ощущений.

Так как человек является носителем множества идей, которые требуют одновременного воплощения во внешнем мире, то непроизвольно он становится буквально «излучателем» этих идей. Во-первых, идеи прорываются в тех словах, которыми мы обмениваемся с окружающими людьми, даже если мы говорим о совершенно далеких от этих идей вещах. Во-вторых, мы являемся источниками вторичной информации, которая на «фоновом» уровне исходит от нас в форме особенностей нашего поведения, например в форме мимики, жестикуляции, интонаций голоса и т.п. Даже запах, исходящий от нас, опосредованно несет на себе отпечаток рвущихся из нас идей (например, известно, что именно запах играет определяющую роль, когда люди влюбляются друг в друга, так как именно запах несет самую правдивую и полную биологическую информацию о человеке, которую мы подсознательно расшифровываем практически безошибочно).

По сути дела, в каждом акте моего поведения находит воплощение весь комплекс идей, которые населяют мой внутренний мир. Не только лицо является зеркалом человеческой души, но целиком и полностью все мое тело и даже следы, которые я оставляю в этом мире, все несет информацию о моей душе. Считывая эту информацию, окружающие меня люди становятся обладателями тех идей, которые я «излучаю». В этом смысле мой внутренний мир абсолютно открыт, и невозможно ничего утаить от людей.

Современный человек основную часть осознанной информации потребляет в вербальном виде, то есть в форме слов, сказанных другими людьми, прочитанных в книге и т.п. Мы настолько привыкли к четко выраженным словесным конструкциям, что практически перестали воспринимать несловесную (невербальную) информацию. Точнее мы до сих пор превосходно воспринимаем ее, но, как правило, неосознанно. То есть невербальная информация, минуя осознанность, сразу же уходит в область подсознания. При этом она теряет четкость и однозначность. Добраться до нее можно только при помощи чувственности. А так как мы перестали доверять своим чувствам, перестали их развивать, отчего они огрубели, то при наличии противоречия между словами (рассудком) и чувствами (интуицией) предпочтение обычно отдается словам. Но слова лживы. Поэтому потерявший чувственность человек погружается в облако лжи и самообмана. В то же время самое главное в невербальной информации – это ее правдивость. Очень легко солгать словами. Труднее солгать эмоциями, движениями, мимикой. На этом построены все техники распознавания лжи.

По сути дела, в одном эмоциональном крике одной буквой человек может выразить весь свой внутренний мир. Каждая из идей, населяющих душу человека, внесет в этот крик свой вклад, окрасив его своей уникальной интонацией. И, возможно, до сих пор живут на земле мудрецы, подобные Серафиму Саровскому, способные «расшифровать» всю информацию, переданную в этом крике.

Таким образом, весь поток вербальной и невербальной информации, воспринимаемой человеком, оседает в той области психики, которую З. Фрейд назвал бессознательным. Здесь происходит процесс ее дешифровки, то есть разложение на базовые информационные конструкции, соответствующие базовым идеям. Каким образом это происходит? Вероятно, здесь работает принцип, аналогичный физическому резонансу. Так, улитка человеческого уха, подобна арфе, снабжена множеством чувствительных «струн», которые резонируют, когда человек слушает какой-нибудь звук. При этом единое звуковое колебание сложной формы раскладывается на множество (систему) гармонических колебаний, соответствующих «струнам» этой «арфы». Математики назвали бы это разложением периодической функции в ряд Фурье.

Что конкретно резонирует в человеческой душе в ответ на поступающей из внешнего мира поток информации (знаковых конструкций), каким образом осуществляется Фурье-анализ этой информации, мы не знаем. Однако восточные мудрецы утверждают, что весь мир пронизан вибрациями, и каждой идее соответствует своя уникальная вибрация (физик назвал бы это несущей частотой). Чем выше степень абстракции данной идеи, тем выше частота ее вибраций. Наука на вопрос о природе душевных процессов ответов не имеет, поэтому в плане моделирования души, не зная истинных механизмов данного явления, в полном соответствии с принципами теории подобия мы можем смоделировать процесс анализа информации, осуществляемый в нашем внутреннем мире (в душе), неким образно понятным аналогом. В качестве аналога примем точку зрения восточной мистики – каждая идея характеризуется своей несущей частотой. Что конкретно колеблется, соответствует ли это физической реальности или это всего лишь модель? Да, это всего лишь модель. Модель не обязана быть абсолютной копией оригинала.

Итак, поток информации (знаковая конструкция), воспринимаемый человеком, проецируется на систему образов-идей, составляющих познавательный базис человека. При этом в принятом потоке информации усиливаются определенные особенности, которые входят в резонанс с какими-то идеями этого базиса. Данный процесс будем называть анализом. Совокупность выделенных таким образом базисных идей с соответствующими «коэффициентами», характеризующими уровень резонанса, сливаются в единое целое (аналогично суперпозиции), образуя смысловую конструкцию, соответствующую сути воспринятой знаковой конструкции. Данный процесс будем называть синтезом. Совокупность процессов анализа и синтеза составляют дешифровку информации. При этом во внутреннем мире человека формируется новая смысловая конструкция (идея), которая в основных чертах с точностью до возможных искажений тождественна той идее, которая была зашифрована при создании исходной знаковой конструкции.

Процесс шифровки информации осуществляется аналогичным образом, но в обратном направлении. Идея, требующая выражения, проецируется на тот же самый познавательный базис, после чего по принципу резонанса осуществляется разложение ее на совокупность базисных идей, каждая из которых может быть выражена каким-то знаком или системой знаков разной природы (слов, жестов, запаха и т.п.).

Таким образом, посредством знаковых конструкций люди обмениваются идеями, после чего каждый человек становится обладателем относительно полной копии всего комплекса идей данной социальной группы. Более того, так как люди разных социальных групп общаются друг с другом, то рано или поздно информация о любом событии в жизни всего человечества в том или ином чаще всего в неосознанном виде обязательно доходит до всех людей планеты (согласно теории шести рукопожатий, любые два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых, то есть шестью уровнями связей).

Следует отметить, что емкость человеческой памяти поистине безгранична. По сути дела, человек не умеет забывать – мы помним исключительно все (известные проблемы слабости нашей памяти вызываются вовсе не нашей способностью что-то забывать, а трудоемкостью вытаскивания конкретных воспоминаний на уровень осознанности). Поэтому мы непрерывно «излучаем» в окружающий нас мир практически весь свой жизненный опыт. И этот опыт неосознанно считывается окружающими нас людьми, после чего он становится частью их собственного внутреннего мира. В свою очередь они также «излучают» его теперь уже как элемент собственного опыта, словно передавая по эстафете. В итоге каждый человек (каждое живое существо) становится обладателем относительно полной копии всей вселенной, что полностью соответствует голографической гипотезе строения мира, интенсивно разрабатываемой в настоящее время ведущими учеными (согласно голографической гипотезе, мир является голограммой, каждый элемент которой хранит полную информацию о строении вселенной).

Описанный механизм распространения информации о явлениях вселенной можно описать с использованием математического аппарата статистической физики. В свою очередь подобные статистические закономерности в пределе приводят к дифференциальным уравнениям в частных производных, которые используются для описания физических полей. Любое явление, описываемое уравнениями физических полей, может быть названо полем. В этом смысле процессы распространения информации могут быть представлены в виде некоего явления, имеющего природу поля, которое получило название информационного поля. Таким образом, информационные явления могут быть интерпретированы с использованием моделей математической физики, что облегчает их научный анализ. Так, в частности, при разработке интернет-поисковиков в настоящее время используется частная версия теории информационного поля, получившая название семантического поля, оперирующая такими понятиями как пространство имен, семантическое ядро, семантический дифференциал и т.п.

В определенном смысле все мы являемся источниками информационного поля и сами погружены в поле, созданное другими источниками. В качестве физической среды, посредством которой переносится информация, может выступать как физические поля, например гравитационное (чувство вертикали) и электромагнитное (свет, тепловое излучение), так и вещество (звук, тепло, запах, вкус). Однако физическая среда здесь не играет определяющей роли и служит лишь посредником для передачи знаковых конструкций. Определяющее значение в теории информационного поля играет смысл, заложенный в этих знаковых конструкциях, расшифровка которого приводит к информационным взаимодействиям. Здесь также можно определить такие характерные для физики категории, как равновесие, степень удаления от состояния равновесия, энергия (количество неравновесия), сила (градиент энергии) и т.п. Как любое физическое поле, информационное поле оказывает воздействия на источники поля (информационные заряды), в роли которых выступают живые существа, участвующие в информационных взаимодействиях. Эти воздействия заставляет нас каким-то образом реагировать на них, перестраивая свое отношение к внешнему миру. Другими словами, информационное поле управляет погруженными в него объектами.

Теория информационного поля пока еще окончательно не оформилась. Слишком болезненной для науки оказывается тема формализации (моделирования) души. Слишком непривычной с научной точки зрения оказывается попытка математического описания таких объектов, как фантазия, образ, идея. Слишком близко мы подходим к тем вещам, которые долгое время критиковались наукой, будучи отнесенными в разряд дремучей мистики. Ведь серьезный ученый сразу же почувствует, что в перспективе мы придем к таким явлениям, на которые опираются религии и которые названы там духами, ангелами, бесами, богами и т.п. Более того, так как для любого поля справедлив принцип суперпозиции (слияния полей, созданных отдельными источниками, в единое поле), то в пределе мы придем к идее существования некой единой целостности, управляющей всем миром, которую мы сегодня называли бы Богом (с большой буквы).

И действительно, метод персонификации идей, рассмотренный в предыдущей статье, приводит к одной из самых очевидных версий модели информационного поля, населенного идеями, которым люди данной культуры приписывают обычно одни и те же персонифицированные образы, которые Юнг назвал архетипами, а наши языческие предки называли богами. Возможно, когда-то в древности люди уже создавали науку, аналогичную современной теории информационного поля. К сожалению, до нас, по-видимому, дошли только популяризированные элементы этой науки, в основном адаптированные для детей в форме сказок и мифов. Утратив информационный ключ к этим сказкам, мы воспринимаем их практически дословно, удивляясь примитивности мышления наших предков, не понимая, что к сказкам надо относиться с позиций иносказательности, открывая в них знания о структуре информационного поля, которого наши предки называли миром нави.

Нельзя однозначно утверждать, что предложенная древней наукой модель информационного поля является самой лучшей. Однако ввиду отсутствия аналогичной модели  у современной науки, следует присмотреться к ней более внимательно, чем мы и займемся в следующих статьях.

 


Комментарии закрыты.